Подробности

Деньги

За что с пассажиров на рязанских автовокзалах берут лишние деньги?

23.12.2014

Насколько законен добровольно-принудительный «страховой сбор» за проезд, разбиралась «Комсомолка».

Что такое для рязанца 20 рублей? Дешевое мороженое, поездка в маршрутке, батон хлеба среднего качества… Немного, согласитесь. Но все же деньги. Если у вас из рук выпадет «десятка», вы же за ней наклонитесь и ее поднимете, не так ли? Это значит, вы не готовы расстаться с этой суммой «за просто так». Тогда почему, покупая билет рязанском автовокзале, многие из нас так безропотно дарят эти деньги малоизвестным людям?

Автовокзал или базар?
Приходя на рынок, мы не всегда рассчитываем увидеть на товаре ценник. Сам принцип базарных отношений между покупателем и продавцом подразумевает договорное ценообразование и возможность торга. В магазине же товар без ценника — нарушение правил. Автовокзал, в нашем понимании, ближе к магазину, ведь на билеты установлена твердая цена, и снизить ее, поторговавшись с кассиром, просто невозможно. Но что мы видим, оказываясь в главном рязанском автопассажирском порту? Новый, сверкающий огнями кассовый зал, и… почти полное отсутствие информации. Расписание прилеплено скотчем на обычном листке формата А4, прейскурант на поездки отсутствует (может быть, он где-то и есть, но явно не в зоне видимости). Чем откровенно и пользуются кассиры.
— Мне билет до Москвы.
— С вас 370 рублей, — не моргнув глазом, говорит кассир.
Билетопечатающая машина извергает из себя сначала одну, а затем другую бумажку, которые сразу же вручают клиенту. И зачастую, пассажир замечает подвох уже в автобусе, ему за его же деньги всучили никчемную бумажку под названием «страховой полис». Если же это происходит у кассы… То обычно у кассира начинается состояние, близкое к истерике:
— Почему вы СРАЗУ не сказали, что вам страховка не нужна?
— Ну, так вы же и не спрашивали!
— А у меня она АВТОМАТИЧЕСКИ пробивается.
Вот те на! Добровольное страхование — и автоматически, без желания клиента.
Причем данная практика присутствует не только в Рязани, но и на других автовокзалах области.

Курочка по зернышку...
Может быть, зря некоторые пассажиры отказываются от навязанной им страховки? Может, там какие-то суперусловия, по сравнению с которыми 10-20 рублей — ничто? Однако на деле это оказывается тайной за семью печатями.
— Заметьте, что, давая вместе с билетом клочок бумаги, именуемый «страховой полис», вам никто не дает на руки договор страхования, — говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов, — фактически вам вручают «кота в мешке».

На информационном стенде все-таки удается найти информацию о страхователе. Весьма скудную. Из которой можно почерпнуть следующее:
1. Страховая сумма составляет 750 тыс. рублей.
2. Данная услуга является добровольной и необязательной и не влияет на продажу билета.
3. Билетные кассиры являются агентами страховой компании…
Вот последний пункт оказался самым интересным. Ведь страховой агент получает комиссионное вознаграждение от сумм, полученных за реализацию страховых полисов. Обычно это составляет 15-20% от суммы. Даже если брать минимальный размер вознаграждения, то с каждого «добровольного» полиса кассир имеет 1,5/3 рубля. Вроде бы ничего, сущие копейки. Однако если учесть пассажиропоток…
— В среднем автобусы нашего предприятия увозят из Рязани около 3000 человек, — говорит директор автоколонны №1417 компании «Мострансавто» Николай Сиделев, — это рейсы в Москву и Коломну.
Три тысячи да на три рубля… Даже если только половина пассажиров возьмет страховку, то уже получается 45 тысяч. Да и в область, думается, в день уезжает пассажиров не меньше, чем в другие города. Конечно, кассир на крупном автовокзале не один. Но и суммы получаются не маленькие. Есть за что побороться!

Деньги выше закона?
Очевидно, что такое добровольно-принудительное навязывание дополнительных услуг является противозаконным.
— Все это указывает на то, что вероятно существует сговор между транспортной организацией и страховой компанией, — добавляет Олег Попов, — к тому же налицо ограничение конкуренции, ведь человека лишают выбора страховщика. Я думаю, что сложившейся на рязанских автовокзалах ситуацией должны заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба и прокуратура.
Понятно, что от получаемых практически за просто так денег вряд ли кто откажется. И тут остается надеяться только на контролирующие органы, ведь публикация в прессе может являться основанием для внеплановой проверки.

Стоит отметить, что «зараза» добровольно-принудительного страхования пассажиров автотранспорта хорошо погуляла по Центральной России — раньше навязывание страховых полисов практиковалось и в Туле, и в Воронеже, и в Москве… Теперь там этого нет. Извели. Интересно, а долго ли в Рязани такой порядок просуществует?

Есть мнение
Замечено, что интенсивное внедрение добровольно-принудительных страховок началось как раз после серии аварий с междугородними автобусами. Дело в том, что владелец источника повышенной опасности, к которым относится автотранспорт, несет ответственность независимо от наличия вины и в случае перевозчик должен возместить ущерб пассажирам. Но если ущерб возмещает страховая компания — с перевозчика взятки гладки. Вот они и пытаются навязать пассажирам страховку, чтобы самим не раскошеливаться.

Вырежи и сохрани
Куда обращаться в случае нарушения ваших потребительских прав на транспорте.
Управление федеральной антимонопольной службы по Рязанской обл.:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 27-44-95

Управление Роспотребнадзора по Рязанской обл.:
390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 51А, т. (4912) 92-98-07

РЕАП «Человек»:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 28-97-75.

Александр Караваев



Поиск

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

17:26
В Рязанской области ожидается еще один морозный день

16:23
Над территорией Рязанской области сбили два БПЛА

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер