Новости

В ВТБ рассказали о необходимости раскрытия потенциала льготного кредитования инфраструктурных и промышленных компаний

По мнению аналитиков ВТБ, потенциал корпоративных льготных заимствований для инфраструктуры и промышленности пока полностью не раскрыт.
Эксперты считают, что необходимо стимулировать его раскрытие, так как это поможет минимизировать риски для инфляции и продолжения ужесточения денежно-кредитной политики. Такие выводы были представлены в отчете ВТБ Инфраструктурный Холдинг «Инструменты запуска инфраструктурных и промышленных проектов в условиях высоких ставок».

Объём льготных кредитов в экономике к середине 2024 года составлял 14 триллионов рублей, это 11 % суммарного кредитного портфеля физическим и юридическим лицам.Основная часть этих кредитов приходится на льготную ипотеку и кредиты агропромышленному комплексу и организациям малого и среднего предпринимательства. Льготный портфель остальных крупных компаний, не относящихся к сельскому хозяйству, составляет лишь 1,1-1,2 триллиона рублей, что меньше, чем в середине 2023-го года (более 1,5 триллиона рублей).

Виталий Сергейчук, член правления ВТБ, отметил: «По нашей оценке, льготное кредитование инфраструктуры и промышленности создает меньшие риски для проводимой регулятором денежно-кредитной политики, а в некоторых случаях даже замедляет инфляцию, например, при росте производительности труда. Ежегодную потребность в кредитовании запускаемых концессионных и ГЧП-проектов можно оценить в среднем в 550-750 миллиардов рублей без учёта ВСМ. Это около 1% портфеля корпоративных кредитов реального сектора. Удержание этого уровня и даже его повышение в полтора-два раза с помощью льготного кредитования или других мер не создаст больших рисков, но при этом будет способствовать социально-экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности территорий».

В рамках специализированных программ льготного кредитования наиболее активно финансируется строительство и модернизация коммунальных объектов (через Фонд развития территорий за счёт займа в 150 миллиардов у ФНБ) и создание туристической и гостиничной инфраструктуры (через Минэкономразвития и уполномоченные банки). В транспортной отрасли отсутствует льготное кредитование в виде отдельной категории и зачастую реализуется за счёт крупнейших госкомпаний, а также за счёт средств от инфраструктурных облигаций. Аналитики ВТБ убеждены в необходимости таких программ для отдельных транспортных отраслей. Например, в сфере автомобильных дорог они могут обеспечить значительный мультипликативный эффект и стимулировать развитие других социально значимых направлений.

Читайте нас:
Поделиться: