Малый индекс |
12.07.2011 |
|---|
На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге «ОПОРА России» представила масштабный исследовательский проект предпринимательского климата в России.
— Юрий Львович, вы согласны с теми выводами, которые были сделаны в Индексе ОПОРЫ 2010-2011?
— У меня нет оснований не доверять столь масштабному исследованию, который был выполнен по заказу «ОПОРЫ России» Евразийским институтом конкурентоспособности и консультационной компанией Strategy Partners Group. Основу исследовательского проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании индекса условий для развития малого и среднего предпринимательства, который включает в себя пять слагаемых: «недвижимость и инфраструктура», «людские ресурсы», «финансовые ресурсы», «административный климат и безопасность», «система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов.
— Для предпринимателей результаты исследований стали неожиданными?
—Немного необычно, конечно, что Москва и Санкт-Петербург оказались в середине рейтинга: 17 и 25 место соответственно. В то время как Московская область пребывает в пятёрке лидеров. Среди 11 городов-миллионников лучшие условия для развития малого и среднего бизнеса — в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре. Исследуя Индекс ОПОРЫ, необходимо отметить, что в рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном, позиция столицы соответствует позиции её региона, поскольку до половины малых и средних предприятий в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Наиболее ярким исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29 место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития малого и среднего предпринимательства может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне.
— Какие слабые стороны предпринимательского климата вы бы выделили, например, в нашем регионе?
— Уверен, они точно такие же, как и в любом другом. Общий бич предпринимательского климата в регионах — отсутствие квалифицированных кадров, низкая доступность финансовых ресурсов, высокие тарифы на электроэнергию. Однако справедливости ради надо сказать, в нашем регионе недостатка квалифицированных кадров не наблюдается. Согласно Индексу ОПОРЫ, по этой позиции мы занимаем четвёртое место в рейтинге.
— А административные барьеры?
— Куда же без них? Согласно исследованию, 76% руководителей предприятий признают наличие административных барьеров в их регионах. Почти треть опрошенных оценивают уровень административных барьеров как «достаточно высокий» и говорят о серьёзной обременительности для бизнеса тех препятствий, которые госслужбы создают из-за неэффективной работы, неэффективного законодательства или избыточного рвения при проверках. 9% руководителей утверждают, что административные барьеры «душат бизнес», и лишь 15% компаний-счастливцев вообще не сталкивались с ними в своих регионах. Хотя надо отметить, что эксперты «ОПОРЫ России» говорят о неком привыкании к административным барьерам: если малому предприятию удалось стартовать и выжить на начальном этапе, то впоследствии административные барьеры становятся не самой большой проблемой для бизнеса. Гораздо острее может проявиться проблема нехватки кадров, отсутствие финансовых средств для развития бизнеса.
— При детальном рассмотрении темы административного регулирования какие оценки дают предприниматели?
— Достаточно позитивно бизнес оценивает качество работы налоговых органов в вопросах взаимодействия с организациями и расчёта налогов. При этом мы не говорим о налоговом законодательстве в целом. Профессиональной работой налоговых органов называют 15% респондентов, ещё 40% опрошенных руководителей отмечают лишь отдельные недостатки, но в целом удовлетворены. Введение упрощённой системы налогообложения стало важнейшим шагом на пути улучшения условий работы для малого бизнеса за последние несколько лет. Значительное количество компаний, выбрав эту систему налогообложения, ушло от многих проблем, связанных с налоговым администрированием, хотя и здесь ситуация далека от идеальной. В худшем положении остаются производственные малые и средние компании, которые вынуждены работать по обычной системе налогообложения. Зачастую именно они являются основным источником недовольства, поскольку в полной мере испытывают на себе всё несовершенство налогового администрирования. Много недовольства малые и средние компании высказывают и при оценке таможенных процедур.
— Если эксперты говорят о своего рода привыкании к административным барьерам, то как обстоят дела с коррупцией?
— К сожалению, по теме распространённости коррупции и её влиянию на бизнес результаты исследования представляют негативную картину: 13% опрошенных предпринимателей характеризуют уровень коррупции как «крайне высокий, не дающий бизнесу жить и развиваться», 26% заявляют, что уровень «достаточно высокий, и коррупция обременительна для бизнеса», еще 26% признают сам факт существования коррупции, однако не расценивают её как барьер для бизнеса. Лишь 10% компаний заявили, что не наблюдают такого явления, как коррупция. Ситуация с коррупцией схожа с тем, как малый и средний бизнес воспринимает административные барьеры. По мнению многих предпринимателей, дополнительные статьи, связанные с незаконными выплатами, особо не влияют на конкурентоспособность отдельно взятой компании на внутреннем рынке, поскольку все существуют примерно в равных условиях. В результате, коррупция принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «доступ к государственному и муниципальному заказу», «прохождение проверок», «выделение земли». Ненамного лучше обстоят дела с «получением господдержки», «подключением к инфраструктуре», «техрегулированием» —в этих ситуациях повседневность и повсеместность коррупции отмечают около 30% участников опроса «ОПОРЫ России».
— Был ли в Индексе ОПОРЫ затронут вопрос о взятках?
— К сожалению, на вопрос, как в компании обстоят дела с неформальными выплатами чиновникам, а проще говоря, о фактах взяточничества, почти 44% отказались отвечать. Вы же понимаете, о чём это говорит? Лишь 19% респондентов откровенно признали сей факт и назвали «поборы», «откаты», «благодарности» нормальной практикой существования бизнеса. Есть, правда, и утешительные данные: 37% компаний заявили, что взяток чиновникам не дают. Много негатива выявил и вопрос с проверками. Работа проверяющих инстанций (пожарной инспекции, санэпиднадзора) периодически создают проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Интересно мнение участников опроса, в соответствии с которым бизнес в их регионе чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур. Об этом заявили 40% опрошенных.
— А в рязанском регионе согласно Индексу ОПОРЫ как решаются проблемы с помощью «благодарности»?
— Согласно исследованию, решение проблем с помощью взятки в нашем регионе практикуют 31% респондентов, отказались отвечать на этот вопрос 57%. Среди «лидеров» названы прохождение проверок и доступ к госзаказу. Меньше всего «благодарят» при прохождении таможенных процедур.
— Какие моменты в Индексе ОПОРЫ отмечены как позитивные?
— Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения. Так, при поиске поставщиков машин и оборудования 75% малых и средних компаний не сталкиваются с трудностями вообще или испытывают лишь небольшие сложности, 65% позитивно оценивают доступность поставщиков бизнес-услуг. К слову, две трети опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако, каждый второй участник опроса отмечает серьёзные сложности на этапе старта. Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и тому подобное) «стремится к нулю».
— С чем, по-вашему, связан столь низкий процент участия предпринимателей в программах поддержки?
— Крайне низкой осведомлённостью. Например, о деятельности бизнес-инкубатора знают лишь 13% опрошенных, при этом на фоне остальной инфраструктуры поддержки, куда также вошли промышленные парки, гарантийные фонды, перечни имущества для поддержки бизнеса, бизнес-инкубаторы оказались самым узнаваемым объектом. Осведомлённость о других объектах инфраструктуры поддержки ни разу не превысила 10%.
— Юрий Львович, какую основную задачу призван решить Индекс ОПОРЫ?
— В первую очередь, он должен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства. Ведь данные мониторинга помогают оценить степень заинтересованности региональных властей в развитии предпринимательства и эффективность реализуемых программ. Исследование «ОПОРЫ России» — основа для выработки приоритетов в сфере развития малого бизнеса. Тем более в условиях, когда руководством страны ставится задача за 10 лет удвоить присутствие малого и среднего бизнеса в ВВП с 20% до 40%, довести долю занятости населения в этой сфере до 67%. Однако до тех пор пока существует непрозрачная система формирования тарифной политики, административные барьеры, неподъёмная налоговая нагрузка, у бизнеса есть все основания сомневаться в реализации намеченных планов. Предпринимательское сообщество видит возможность отстаивать свои права и защищать интересы своего бизнеса на площадке Общероссийского народного фронта, поэтому «ОПОРА России» и включилась в работу по формированию единой Народной программы.
Метки: Юрий Шишкин, малый бизнес, налоги, коррупция, тарифы, «ОПОРА России», Общероссийский народный фронт
12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»
12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль
12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области
11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год
11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской
11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани
11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани
11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области
11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку
10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру
10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей
10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале
10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле
10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС
10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения
09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля
08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»
08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей
08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины










