Подробности

Город

Преодолевая себя и километры дороги

24.05.2016

Как людям с ограниченными возможностями здоровья не стать домашними затворниками.

Мой знакомый, инвалид-колясочник (нет ног) 21-летний Александр Спицин на днях заказал такси в одной из популярных в Рязани фирм. При оформлении заказа сообщил, что у него коляска.

Машина приехала. Водитель очень нехотя погрузил его «багаж», возмущаясь, что не обязан это делать. Пока ехали до места назначения, таксист говорил, что не будет выгружать коляску, мол, вызывай кого-то из друзей, пусть они помогают тебе, намекая на доплату за дополнительные услуги. Александр принципиально заплатил только за проезд, ибо водитель мог и отказаться вести его изначально, если не хотел помогать. Во всех остальных случаях, по словам Александра, таксисты спокойно это делали. В итоге водитель, зло ворча, достал коляску и практически бросил ее на тротуар, говоря, что он не обязан таскать ЭТО, добавив, что «мы людей должны возить, а не вас». Друг, конечно, за всю свою жизнь привык к неоднозначной реакции на его внешность и к бытовым неудобствам, но откровенное хамство его очень задело. Он позвонил в главный офис такси и оставил жалобу руководству фирмы. Там извинились, обещали разобраться с данной ситуацией. Кроме того, в процессе разговора выяснилось, что ранее на этого же водителя уже поступала жалоба от другого пассажира с ограниченными возможностями здоровья.

Своим ходом
Передвижение на такси для Александра Спицина — мера вынужденная, так как это самый простой и быстрый способ добраться до нужного места. Парень – сирота, родом из Челябинской области. В Рязанскую область переехал для учебы в специализированном колледже в г. Михайлове. Окончив его, поступил в рязанский институт. Жил сначала в п. Строитель, где снимал комнату, сейчас проживает в общежитии вуза. Парень он очень самостоятельный, поэтому с домашними бытовыми делами справляется в основном сам. Но вот при выходе на улицу у него часто возникает множество проблем…

Первое время Саше приходилось ездить из Строителя до центра города на маршрутке, потому что платить 500 рублей (туда-обратно) за такси все-таки дороговато. Благо, там конечная остановка, и транспорт стоял на ней всегда. Неравнодушные водители и пассажиры помогали парню сесть в салон и внести инвалидную коляску. Конечно, бывали и неприятные инциденты, когда находились люди, возмущенные наличием «кареты» в салоне. Но, по словам молодого человека, это редкие случаи.

Гораздо обиднее было, когда таксисты, увидев ребят на колясках, просто разворачивались и уезжали.
— Бывало, что мне приходилось ехать на коляске по обочине проезжей части, потому что перебраться на тротуар через бордюр я самостоятельно не могу, да и спуститься с него потом тоже проблематично. Водители видели меня и аккуратно объезжали, — вспоминает Александр. — Я живу в Рязани два года и вижу, что, конечно, ситуация с доступной средой для инвалидов сдвинулась с места в лучшую сторону. Но пока это только начало.

В поисках альтернативы
На общественный транспорт Саша и его друзья тоже не рассчитывают. Хотя у нас в городе и появились специально оборудованные, низкопольные автобусы для инвалидов с откидной площадкой. По правилам, водитель при появлении пассажиров на колясках должен выйти, откинуть пандус и помочь инвалиду въехать в просторный салон, если у того нет сопровождающих. Инициатива, конечно, замечательная. Но на деле все не так радужно, как хотелось бы.
— Автобусов, приспособленных для перевозки пассажиров-колясочников, у нас в городе мало: по моим наблюдениям, в лучшем случае один на маршруте. А если ехать куда-то с пересадкой, то весь день в один конец проездишь, — рассказывает еще один колясочник, спортсмен Роман Башлыков. — Доступность остановочных комплексов для инвалидов оставляет желать лучшего. Пандусы и съезды оборудованы — через один, да и на том может быть припаркован автомобиль. Так что вместо общественного транспорта приходится искать альтернативные варианты.

Один из таких — служба социального такси. Но и оно для многих не является подспорьем. Заказывать автомобиль нужно минимум за два дня до поездки. Причем работает по городу всего одна оборудованная для инвалидов-колясочников машина. Тариф — 16 р. 70 коп. за километр. Конечно, некоторые охотно пользуются этой услугой, но как быть тем, кому ежедневно нужно посещать несколько мест в разных частях города?

Цена мобильности и свободы
Александр Спицин, помимо заочной учебы, активно занимается спортом и работает спортивным инструктором. То есть ему, как минимум, дважды в день нужно добираться из общежития до Центрального спортивного комплекса и обратно. Летом преодолеть этот маршрут проще: он самостоятельно передвигается на коляске через Центральный парк культуры и отдыха по отремонтированным дорожкам. Но зимой этот вариант невозможен без посторонней помощи. Поэтому и приходится молодому спортсмену пользоваться услугами такси. По подсчетам Александра, на зимние передвижения «дом-работа» у него уходит примерно пять тысяч рублей при пенсии по инвалидности в 14,5 тысячи рублей. Хорошо, что он еще получает зарплату и спортивную премию, которые являются хорошим подспорьем для целеустремленного парня. Помимо работы и тренировок, он не прочь сходить по магазинам, в кино и даже в ночной клуб.

Но это он такой: молодой, активный, сильный физически и морально. Исключение из правил. А очень многие люди с ограниченными возможностями, к сожалению, вынуждены сидеть в четырех стенах или не выходить за пределы своего двора, живя на одну пенсию.
— Я планирую в будущем купить автомобиль, чтобы стать мобильно независимым, — мечтает Александр. — Единственная проблема, я не знаю, где мне можно обучиться на права…

Этим вопросом озадачены многие друзья Саши, которые тщетно пытались найти в Рязани автошколу, обучающую инвалидов-колясочников. В России таких автошкол очень мало, не говоря уж о Рязани. Ведь для того чтобы обучать инвалида управлению автомобилем, нужно иметь специально оборудованную автомобильную технику, специально обученных автоинструкторов и лицензию на право подготовки водителей данной категории.

Такие услуги у нас в регионе оказывает только автошкола ДОСААФ в г. Михайлове. По словам ее руководителя Сергея Иванова, с начала года права на вождение автомобиля получили восемь инвалидов-колясочников. Сейчас обучение проходят еще три человека. Теоретические занятия проходят два раза в неделю, а практика — ежедневно, поэтому, будучи иногородним жителем, особо не наездишься. Приходится людям с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничной верой в лучшее ежедневно приспосабливаться к имеющейся действительности.

Кстати, оскорбившего Александра Спицина таксиста, по сообщению менеджера фирмы-перевозчика, все-таки отстранили от работы. Но вряд ли через наказания людей можно научить вежливости, доброте и милосердию. Эти качества души должны искренне рождаться в сердце человека…

Елена Серебрякова



Метки: транспорт, доступная среда


Поиск

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

14.12.2025 22:13
Над территорией Рязанской области сбиты ещё два БПЛА

14.12.2025 20:45
В Клепиковском районе погибла пропавшая женщина

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер