«Технари» и технопарки |
16.04.2016 |
|---|
Об одной из острых проблем дополнительного образования детей.
Сегодня мы беседуем с ней по теме весьма актуальной: как поднять роль дополнительного образования.
Р.В. – Ирина Анатольевна, на конференции прозвучала новая формула финансирования дополнительного образования, и это вызвало у некоторых педагогов опасение, что средств у них станет еще меньше…
И.К. – Нет, это не так. Давайте вспомним, когда и с чего не так давно начиналось то, что сейчас именуется дополнительным образованием, – с первого Указа Президента, утвердившего Закон Российской Федерации «Об образовании». В нем внешкольная работа в домах и дворцах пионеров, на станциях юннатов и техников впервые была названа дополнительным образованием. Но в Бюджетном кодексе ни разделом, ни подразделом дополнительное образование детей так и не появилось. Поэтому финансирование учреждений дополнительного образования осуществлялось по остаточному принципу из очень небогатой муниципальной казны. Сдвиги к лучшему наметились после выхода Указов Президента Владимира Путина № 597 и 599 от 07.05.2012 г., в которых говорилось о значимости системы дополнительного образования, необходимости ее господдержки, увеличении заработной платы педагогов. Во исполнение этих указов подготовлены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые сейчас направлены для рассмотрения в Государственную Думу. Чтобы осуществлять финансирование по-новому, надо разработать нормативы. В проекте изменений исходят из такого расчета: один ребенок бесплатно (то есть за счет государства) может получать дополнительное образование (а это 120 часов в год), посещая одно объединение одного учреждения.
Р.В. – Говорят, что станут выдавать специальные сертификаты, или «ваучеры»…
И.К. – Я думаю, что бумажного варианта не будет. Скорее всего, электронная запись на программы или региональный портал охвата детей системой дополнительного образования. Родители будут иметь возможность записать своего ребенка на одну из программ – и, кстати, не только в государственное, но и частное учреждение, к индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги дополнительного образования. Всем им государство при качественной работе будет оказывать равную финансовую помощь. У нас в области есть примеры эффективной работы частных учреждений, таких как «Школа юного менеджера», центр «Содружество».
Возможно, не каждый ребенок захочет заниматься дополнительным образованием, но деньги на него все равно будут выделяться. И тогда откроется возможность накопить некоторые средства, чтобы пустить их на другие благие дела. Например, какой-нибудь одаренный ребенок сможет ходить бесплатно в два объединения, для кого-то можно будет составить индивидуальную образовательную программу. Можно за счет образовавшихся средств увеличить финансирование затратных объединений, поддержать программы, реализуемые в период каникул, или для детей с ограниченными возможностями.
Очевидно, что в первую очередь будет оказана финансовая помощь детскому техническому творчеству, которое эффективно осуществляет профессиональную ориентацию выпускников школ и может внести большой вклад в подготовку для нашей промышленности высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров.
К сожалению, число объединений технического творчества школьников к нынешнему моменту значительно сократилось, его содержание не соответствует требованиям времени, так как является чаще всего начальным техническим моделированием. Даже областная станция юных техников, где работал ныне ушедший из жизни талантливый педагог Николай Николаевич Малин, перестала быть тем, чем когда-то была. Ребята занимались там ракетостроением, придумывали уникальные установки. Один мальчик сделал ракету, которая при полете могла огибать препятствия, и это изобретение было принято к производству. Выпускники объединения поступали без экзаменов в знаменитую академию им. Н.Э. Баумана.
Р.В. – Почему же такое «охлаждение» к техническому творчеству, почему оно у нас сегодня, как говорится, не в тренде?
И.К. – Одну из причин я уже назвала: недостаток средств при том, что техническое творчество очень затратное. И второй момент: для того чтобы по-настоящему заниматься техническим творчеством, нужны новые технологии. Нужно создавать технопарки, где есть возможность использовать современные информационные технологии. В конце прошлого года в рамках реализации инициативы «Новая модель системы дополнительного образовании детей» детские технопарки были открыты в городах Ханты-Мансийск и Нефтеюганск, в Набережных Челнах. В некоторых городах созданы площадки, где детям дают возможность участвовать в профильных мастерских, знакомиться с особенностями разных профессий (в Москве это «Мастерславль»). Если у нас в области будет хотя бы одна такая площадка, это многое изменит в системе дополнительного образования. Позволит, например, готовить кадры, владеющие современными профессионально ориентированными технологиями, обеспечивать сетевую форму реализации программ, где участвуют заинтересованные организации и ведомства. Скажем, какое-то наше учреждение заключило договор с радиоуниверситетом осуществлять общую программу «Робототехника». В детском объединении будут давать основы, а конструкторская деятельность будет осуществляться в университете, под руководством ученых. И молодые люди придут учиться в университет уже осознанно, а не случайно.
Технопарк, о котором мы сейчас говорим, должен представлять собой современную информационную компьютерную среду, где на виртуальных тренажерах можно подготовиться к профессии современного рабочего, которая ныне не имеет ничего общего с молотком или кувалдой. Стране нужны рабочие, в совершенстве владеющие компьютерными технологиями. И если их будут готовить уже в системе дополнительного образования, это не только станет способствовать инновационному развитию нашего производства, но и повысит престиж рабочей профессии, который мы утратили за последние десятилетия, когда старательно формировали общество потребителей. Именно поэтому сейчас, с уходом «старой гвардии» наставников, у которых были золотые руки, трудно найти людей, которые с такой же любовью, как они, работали бы с нашими мальчишками. И система дополнительного образования сейчас в первую очередь должна быть нацелена на воспитание уважения к труду и к человеку труда.
Подводя итог нашего разговора, хочется выразить уверенность, что мероприятия по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года в Российской Федерации позволят обеспечить доступность и повысить качество этого вида образования.
Метки: образование, дети
12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»
12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль
12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области
11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год
11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской
11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани
11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани
11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области
11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку
10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру
10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей
10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале
10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле
10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС
10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения
09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля
08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»
08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей
08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины
14.12.2025 22:13
Над территорией Рязанской области сбиты ещё два БПЛА
14.12.2025 20:45
В Клепиковском районе погибла пропавшая женщина










