Подробности

Беседка

Любовь и постоянство Геннадия Кириллова

26.06.2013

С художественным руководителем студенческого театра РГУ «Переход» Геннадием Кирилловым можно говорить только о театре.

Наша справка
Геннадий Дмитриевич Кириллов родился 12 сентября 1943 года в Перми. Доцент кафедры культурологии РГУ им. С. А. Есенина. Заслуженный деятель культуры России, лауреат золотой медали Виктора Розова «За вклад в отечественную культуру», лауреат международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов, лауреат премии имени Ленинского комсомола. Создал более 120 спектаклей, многие из которых поставлены по лучшим произведениям мировой и отечественной драматургии.

Говорить с художественным руководителем студенческого театра РГУ «Переход» Геннадием Кирилловым, заслуженным работником культуры РФ, о чем-то, кроме театра, — задача неблагодарная. И нет в этом ничего удивительного. Театр для него — это Дом (только так, с заглавной буквы), семья, мир…

И это вовсе не метафора. Сын Константин — недавний участник нашей постоянной рубрики, театральный директор, продюсер, в прошлом актер, супруга Любовь — талантливая актриса, к огромному сожалению, недавно ушедшая из жизни. Ученица, верный товарищ во всех театральных скитаниях и начинаниях.

В этой семье сами имена говорят о многом. Геннадий — благородство, Константин — постоянство. Благородство, постоянство и любовь. Согласитесь, удивительное сочетание.

Из казармы к Гончарову
— Геннадий Дмитриевич, какой спектакль Вы вспоминаете чаще всего?
— Он остался в детстве… Я родился в Перми в 1943 году. Отец — он был летчиком — пропал без вести.. Типичная судьба военного времени. Честно признаюсь, не помню, когда в моей жизни появился театр. Наверное, в школе… У нас была очень крепкая самодеятельность. Но в четвертом классе я уже твердо для себя решил – только театр. Мы устраивали представления во дворе. Один парень играл на баяне, другой что-то выстукивал на импровизированном барабане, а у меня были способности чтеца и организатора.



Потом была театральная студия при пермском Дворце пионеров. И удивительный педагог Мария Федоровна Януш. Там, в студии, я понял, что буду режиссером.

— Легко сказать…
— Да, в те годы я плохо себе представлял, что это за труд. Режиссура — это ведь не просто работа или профессия, а миссия. Раньше этого не понимали. А вот Константин Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко впервые на главное место поставили именно режиссуру. Она объединяет все в театре. Надо болеть этим, болеть той темой, которую ты хочешь передать зрительному залу. Но все это начинаешь понимать только с опытом.

Ушел в армию. И здесь мне очень повезло с командиром. Интеллигентный, неплохо разбиравшийся в искусстве, он дал мне простор для творчества. Меня определили в хозяйственную часть и поручили заняться организацией самодеятельности. Создал театр-студию в подшефной школе-интернате. А в свободное время читал книги по театру, готовился поступать в ГИТИС. Можно сказать, прямо из казармы отправился на творческий конкурс.

Меня взял на свой курс легендарный режиссер Андрей Александрович Гончаров, в то время он возглавлял Театр на Малой Бронной. В этом же театре у другого легендарного режиссера, Анатолия Эфроса, я проходил первую практику.

Романтическое начало
— Вам повезло не только с армейским начальством, но и с учителями…
— Да, грех жаловаться. Кроме Гончарова и Эфроса, были стажировки у Марка Захарова и Георгия Товстоногова. Но театр — очень сложный механизм. Тут мало чему можно научить, но можно научиться… И этот путь необходимо пройти самостоятельно.

И Кириллов после ГИТИСа уезжает на Дальний Восток, хотя была возможность остаться в столице.
— Романтика 60-х, — усмехается Геннадий Дмитриевич. — Мы были иначе воспитаны. Большинство не ставило цели любыми путями зацепиться в Москве. Наоборот, хотелось уехать подальше в провинцию, чтобы там по-настоящему себя проявить. Так что в моем выборе Южно-Сахалинска в качестве первого театра не было ничего удивительного. Там, помимо основной работы, я организовал театральную студию. Из нее вышло много талантливых актеров, например Елена Майорова, позже ставшая ученицей Олега Табакова и ведущей актрисой МХАТа.



После Дальнего Востока была работа в омском театре имени Ленинского комсомола, академическом Русском театре в Киргизии. В киргизском театре Кириллов возвращает на сцену давно не шедшую русскую классику, организует гастроли по крупным городам России, о чем в театре уже и не мечтали. Его приглашали ставить спектакли в Вологду и Нижний Новгород, Владикавказ и Курск, Воркуту.

Новое дело
— Как Вы оказались в Рязани?
— Со второй попытки. В свое время возглавлял омский театр имени Ленинского комсомола. Все складывалось удачно, но возникли проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали поменять климат. Стали думать, куда переехать. Тогда я как раз проходил стажировку у Марка Захарова. Поступило несколько предложений из Рязани. Приехал. Честно скажу, не понравилось. И я уехал. 15 лет жили в Киргизии. Там руководил академическим театром. Но когда началась перестройка, жить в этой стране стало сложно. Решили вернуться в Россию.

И вот сын, окончив театральное училище в Иркутске, получил направление в рязанский ТЮЗ. Позвонил и предложил мне приехать, открыть здесь свое дело. Так я второй раз попал в Рязань. Так возникла первая в городе антреприза «Премьер А». И хотя с первых спектаклей стало ясно, что дело это перспективное, но у театра должен быть Дом, труппа, репертуар — так уж я устроен, так меня учили. А с этим в Рязани у меня поначалу не складывалось.

Оказалось, что я со всем своим опытом работы в театре и в театральной педагогике никому не нужен. Пришел к ректору тогда еще педагогического университета Анатолию Петровичу Лиферову, показал свой послужной список и с той поры работаю в университете. Вообще это идеальный случай. Когда профессионал встречает профессионала. Как говорится, рыбак рыбака...



Нет, театральные коллективы были в Рязанском университете и до Кириллова. И спектакли были. Бывали хорошие, бывали не очень... Но театра не было. Была нормальная студенческая самодеятельность. Собрались на пару недель, сделали на общем порыве что-то к смотру или к конкурсу, получили свою порцию аплодисментов и разбежались. У Геннадия Кириллова изначально иной подход.

Ученик Гончарова и Товстоногова слишком уважает свою профессию, дело, которым занимается всю жизнь, чтобы низводить его до уровня драмкружка.

Тогда, в 1998 году, возникла уникальная возможность создания в Рязанском государственном университете по-настоящему серьезного театрального дела. Именно серьезного, без скидок на студенческую самодеятельность. И вот тут-то возникает один из главных вопросов. Зачем университету театр? Вот такой — Театр с большой буквы, театр по гамбургскому счету. Ведь Геннадий Кириллов изначально предложил — ни больше ни меньше — полноценную программу воспитания профессионального актера. И Анатолий Лиферов с удовольствием на эту программу согласился. И с момента их «рукопожатия» эта программа не только не сворачивалась, а наоборот, развивалась и естественным путем пришла к строительству театра, к воспитанию практически профессиональной труппы, к созданию полноценной студии при театре. И найти для воплощения данной идеи более подходящего человека, чем Геннадий Кириллов, было сложно.

Геннадий Дмитриевич известен в театральном мире своим серьезнейшим подходом к репетиционному процессу. Он любит «возиться» с актером. «Сдирать» с него наросшие штампы. Не торопить процесс, терпеливо ждать рождения истинного чувства. У него огромный педагогический опыт: 30 лет стажа театральной педагогики. Его ученики успешно трудятся практически по всему театральному пространству бывшего СССР. Он хорошо знает, что нужно делать, чтобы воспитать актера, и как его нужно воспитывать. Сегодня студенческий театр РГУ является полноценной творческой единицей. Уже сейчас это вполне профессиональный коллектив со сложившимся костяком труппы, с наработанным репертуаром, со своей студией, где вновь пришедшие проходят полноценный курс обучения актерскому мастерству.

От Чехова да Кафки
— Геннадий Дмитриевич, что Вас увлекает в жизни, кроме театра?
— Книги. Очень люблю русскую классику: Чехов, Достоевский, Гоголь, Толстой. Могу перечитывать бесконечно и всякий раз нахожу что-то новое. Хемингуэй, Кафка… Из поэзии — Блок, Окуджава и, конечно, Пушкин, Есенин…

— Практически все эти авторы присутствуют на афише театра «Переход»…
— Но Вы же понимаете, что режиссура — это такая профессия, когда даже читать не можешь просто так, для удовольствия. Сразу же начинаешь прикидывать, а как это могло бы прозвучать в твоем театре, есть ли актеры, чтобы воплотить эти образы. И уже хочется вскочить с дивана, где лежал с книжкой, и начать делать инсценировку.

— То есть все начинается и заканчивается театром?
— Вспомните Шекспира: «Весь мир театр и люди в нем актеры». Лучше не скажешь.

Михаил Колкер



Поиск

04.01.2025 12:38
Рязанцев ждут на новогодних мероприятиях 4 января

03.01.2025 12:55
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия 3 января

02.01.2025 08:48
Рязанцев 2 января ждут на новогодних мероприятиях

31.12.2024 09:24
В Рязанском драмтеатре состоялась предпремьера новогоднего спектакля для взрослой аудитории «Джек»

30.12.2024 10:30
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия

04.01.2025 20:03
Рязанец рассказал о ситуации на пляжах Анапы из-за загрязнения мазутом

04.01.2025 19:48
Бастрыкин потребовал доложить о расследовании смерти новорождённой в рязанском медучреждении

04.01.2025 15:47
В небе над Рязанью ожидаются интересные явления

04.01.2025 15:27
Рязанцам 5 января обещают снег

04.01.2025 15:08
В Солотче под Рязанью заметили зловонный ручей

04.01.2025 14:07
На подъезде к Рязани собирается пробка из-за ДТП

04.01.2025 13:07
В Рязани заметили первое в новом году солнечное гало

04.01.2025 11:52
Организаторы «Гонки чемпионов» под Рязанью перепутали лыжников и биатлонистов

04.01.2025 11:30
Лыжник Александр Большунов снялся с «Гонки чемпионов»

04.01.2025 10:54
Под Рязанью 4 января стартует «Гонка чемпионов»

04.01.2025 10:26
Дмитрий Губерниев оценил состояние тротуаров в Рязани

04.01.2025 10:13
На дороге из Рязани в Касимов произошло несколько ДТП

04.01.2025 09:55
В Рязани немного похолодает

03.01.2025 19:26
Cервис «Яндекс Карты» обязали убрать с карт рязанский нефтезавод

03.01.2025 17:10
В Рязани разоблачили чиновников, устроивших дорогостоящий корпоратив

03.01.2025 16:14
В трагическом ДТП под Рязанью погибли два человека, семеро пострадали

03.01.2025 16:02
В Рязани будут толкать ядро

03.01.2025 15:36
Рязанцы сообщили о подорожании бензина

03.01.2025 14:30
Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев анонсировал проверку тротуаров в Рязани

03.01.2025 14:16
В предстоящую неделю рязанцам пообещали температурные качели

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Январь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31