Подробности

Город

Электронный проезд: трудности перехода

12.06.2013

После длительной подготовки в рязанских автобусах и троллейбусах была внедрена электронная система оплаты проезда.

С 1 января 2013 года муниципальный общественный транспорт в областном центре перешел на новый уровень работы. После длительной подготовки в рязанских автобусах и троллейбусах была внедрена электронная система оплаты проезда. Первыми электронный проездной билет получили льготные категории граждан — пенсионеры, студенты, школьники. Но спустя почти полгода городской транспорт ждут дополнительные новшества.

Первый блин
Вкратце напомним основные нововведения. В январе кондукторы общественного транспорта были оснащены специальными терминалами, которые считывали информацию с электронной карты. В течение трех месяцев — января, февраля и марта — отлаживалось оборудование. Сначала новые проездные получили школьники и студенты. Первого февраля эти проездные должны были пройти активацию. Но и на самом начальном этапе не обошлось без сбоев. Как известно, первый блин всегда комом. Организация, поставившая оборудование в муниципалитет, в ночь с 31 января на 1 февраля без предупреждения внесла изменения в программу учета проезда, и предъявляемые в феврале проездные автоматически активировались на март. В результате школьникам и студентам пришлось по старинке платить монетами, имея на руках проездной. В начале февраля в администрацию поступало много обращений по поводу того, что проездные не работают. К счастью, это недоразумение удалось оперативно устранить.

Новая система приживалась, надо сказать, со скрипом. Да и сегодня пока рано говорить о том, что все трудности позади. В частности, не льготные категории граждан продолжают расплачиваться наличными. Основные неудобства испытывают кондукторы. К концу рабочей смены сумки становятся очень тяжелыми от мелких монет, а терминалы, которые они носят, тоже добавляют веса.

Возникает логичный вопрос: зачем все это нужно? Замысел городской администрации таков: учет количества поездок, совершаемых льготными категориями пассажиров, с целью контроля за выделением городских и областных бюджетных компенсаций муниципальным транспортным предприятиям. На сегодняшний день транспортные карты в Рязани уже получили около 50 000 льготников. Весь муниципальный транспорт и точки продажи проездных билетов оснащены специальными терминалами.

Прощание с бумагой
Для того чтобы данные системы были достоверными, необходимо полностью отказаться от бумажных проездных билетов старого образца, которые пока действуют. Однако уже в самое ближайшее время это произойдет, и проехать в муниципальном транспорте без того, чтобы предъявить карту при каждой поездке, а также при покупке проездного билета на месяц, будет невозможно. 



Между тем, как признаются представители транспортного цеха и сами авторы электронной системы оплаты проезда, далеко не все горожане поддерживают эту идею. Нередко – из-за предрассудков. Ну не хотят рязанские пенсионеры быть посчитанными еще и в автобусах-троллейбусах!

Кстати, полученная однажды пластиковая карта рассчитана на постоянное использование. Когда месяц заканчивается, там, где продают проездные билеты, происходит активация карты на следующий период. То есть, отстояв в очереди за проездным, льготник должен дать кассиру деньги и карту, кассир зачислит на нее определенную сумму и вернет.

Понятно, что при длительном использовании карту нетрудно потерять. На этот случай разработана схема по актуализации льготных прав. На каждом проездном билете указан номер мобильного телефона центра помощи.

Кроме того, очень важно, чтобы рязанцы, получившие пластиковый билет, сохраняли чек о приобретении проездного. Если пластиковая карточка сломается или потеряется, чек позволит восстановить проездной. Карта выдается во всех точках продажи проездных билетов. Кроме денег, с собой нужно иметь документы, подтверждающие личность и право на льготную оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте. Немаловажно и то, что карта является персональной. При выдаче карты на нее наносится фамилия, имя и личная подпись держателя. Получить ее бесплатно можно только один раз; при ее повторном получении, в случае утери, придется заплатить стоимость изготовления – 90 руб. Карта действительна 5 лет.

Как она работает? Для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте необходимо предъявить кондуктору карту и документы, подтверждающие право на льготу. Если проездной по карте оплачен и карта действует, терминал кондуктора известит об этом коротким звуковым сигналом. Если проездной по карте не оплачен и карта не действует, терминал кондуктора подаст многократный звуковой сигнал.

Администрация предупреждает: при возникновении вопросов льготный пассажир всегда сможет обратиться на сайт и в информационно-справочный центр (данные указаны на оборотной стороне карты), в УРТ и АК 1310.

Пожелания пассажиров
Согласитесь, каких-либо преимуществ для владельцев карты пока не видно. А какие преференции получил город в результате внедрения электронной системы? Очевидно, что говорить об этом рано. И с этой стороны пока больше проблем, чем выгод.

Однако данная система используется и в других российских городах — в Самаре, Набережных Челнах, Липецке, Москве, Красноярске. В некоторых регионах — не первый год. Но пока никто не хвастается тем, что благодаря их внедрению удалось существенно изменить систему общественного транспорта, сделать ее более эффективной, улучшить логистику и т. д. Анализируя публичные выступления чиновников регионов-первопроходцев, становится очевидно, что главная идея электронной оплаты проезда — это не учет, а предоставление пассажирам дополнительных удобств. Как правило, электронный проездной позволяет экономить на оплате за проезд при частых поездках. Но все равно, пополнить его практически везде, где действует данная система, можно в строго определенных местах. А это, согласитесь, не слишком удобно.

Какой могла бы быть оптимальная система электронной оплаты проезда с точки зрения потребителя? Об этом мы побеседовали с рязанцами, ожидающими свой транспорт на остановках города.

Если обобщить полученные ответы, то это могло бы выглядеть следующим образом. Действительно, пластиковые карты получили весьма широкое распространение, как говорится, «в джинсы оделись уже самые отсталые слои населения». Поэтому ничего особенного в их использовании и на транспорте не было бы. Но только в том случае, если пополнить карту можно было бы самостоятельно, в любое время и в любом месте. То есть по такому же принципу, как мы оплачиваем сотовую связь.

А еще лучше, по мнению горожан, было бы использовать для оплаты проезда уже имеющуюся на руках банковскую зарплатную или пенсионную карту. Но, конечно, этим желаниям рязанцев пока не суждено сбыться. Надо полагать, что обеспечение инфраструктуры, закупка оборудования, программных продуктов станет в копеечку. А кто будет платить за этот банкет, вопрос открытый.

И в заключение хочется напомнить о тех благостных, но далеких временах, когда совесть пассажира была лучшим контролером, а стоимость проезда равнялась пяти копейкам в автобусе и четырем в троллейбусе.

Николай Сорокин



Поиск

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

13.12.2025 21:47
В Рязани официально дали старт активностям «Новогодней столицы России 2026»

13.12.2025 16:20
Собственника деревянного особняка в центре Рязани заставят принять меры по его сохранению

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер