Услышать каждого селянина |
19.12.2012 |
|---|
Дмитрий Андреев
Сельское хозяйство — стратегическая отрасль экономики. 30% населения нашего региона проживает в сельской местности и практически все районы задействованы в сельхозтоваропроизводстве.
Не секрет, что сельское хозяйство в нашей стране пережило уже несколько кризисов. И выводить агропромышленный комплекс на успешные по основным показателям позиции должны не только знающие и любящие свою землю люди, но и грамотные, опытные специалисты. В первую очередь, такие неравнодушные креативные менеджеры необходимы в руководстве отрасли.
Недавно губернатор Олег Ковалев завершил формирование нового правительства Рязанской области, и одним из последних решений стало назначение на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Дмитрия Андреева. Нового руководителя регионального АПК Олег Иванович представил как опытного и профессионального управленца. Андреев, со своей стороны, одной из основных задач назвал повышение управляемости и улучшение экономической эффективности аграрного сектора.
Мы встретились с Дмитрием Владимировичем, чтобы узнать его видение развития рязанского АПК.
«Запросы конечного потребителя первичны»
— Задачи, которые ставит губернатор, в первую очередь, направлены на улучшение благосостояния людей, живущих в Рязанской области, — говорит Дмитрий Владимирович. — В настоящее время у нас в АПК реализуется целый ряд перспективных программ, крайне важно сделать их более доступными для владельцев личных подсобных хозяйств, интегрировать их в структуру АПК региона. Считаю, что нам нужно сохранить принцип индивидуального подхода к людям, услышать каждого селянина. До конца первого квартала я побываю во всех районах области, чтобы составить представление о жизни каждого муниципального образования. Сейчас труженики села готовятся к весенним полевым работам, и для министра важно знать реальное положение дел на местах.
Сейчас, на мой взгляд, созданы благоприятные условия, для того чтобы и крупные предприятия, и небольшие хозяйства чувствовали заботу государства.
— К сожалению, продукцию большинства рязанских производителей жители могут приобрести только на ярмарках выходного дня. В большие торговые сети им попасть не под силу. Во-первых, из-за дорогого «входного» билета. Во-вторых, из-за того что сетям нужны регулярные крупные поставки и определенным образом упакованный товар. По вашему мнению, насколько это важно для наших производителей и каким-то образом можно повлиять на ситуацию?
— Мы с коллегами из минэкономразвития тесно взаимодействуем в этом направлении, и на сегодняшний день нет такой сети, которая некорректно относилась бы к нашим производителям. А то, что сегодня торговля предъявляет высокие требования, это хорошо. Меняется культура производства и культура потребления, а, следовательно, и планка поднимается. Я думаю, что все наши сельхозтоваропроизводители понимают, что запросы конечного потребителя сегодня первичны. Согласитесь, гораздо приятнее покупать мытую морковь или картофель.
Многие сельскохозяйственные предприятия уже пошли на установку технологического оборудования, которое позволяет их продукции попадать на полки крупных магазинов, минуя посредников. Мы будем стимулировать хозяйства в такой работе, в том числе оказывая им финансовую поддержку в рамках действующих программ.
Кроме того, необходимо прорабатывать варианты, когда такое оборудование будет приобретаться и использоваться в интересах не одного, а нескольких товаропроизводителей. Объединившись, производителям будет проще соответствовать требованиям сетей. Например, обеспечить регулярные поставки того же картофеля круглый год, а не только в сезон уборки.
«Наша задача — максимально приблизить продукцию к жителям»
— Как вы считаете, есть необходимость увеличить число точек, где по выходным дням разворачиваются продовольственные ярмарки?
— То, что многие организованные и неорганизованные игроки на открытых площадках хотят конкурировать в ценообразовании с крупными сетями, говорит о том, что рязанские сельхозпроизводители чувствуют себя более уверенно. А у жителей есть реальная возможность сэкономить, как показывает мониторинг за последнюю неделю, от 8 до 30 %.
Как вы знаете, на летний период число этих площадок возрастает, а на зимний — сокращается по объективным причинам. Наша главная цель — максимально приблизить продукцию к жителям, чтобы им не нужно было приезжать на общественном транспорте или издалека носить сумки домой. Не у всех ведь есть возможность пользоваться автомобилями.
Пять площадок, которые действуют сейчас, расположены в разных частях города и востребованы. Совместно с региональным министерством экономического развития и торговли мы постоянно отслеживаем ситуацию. И если в перспективе появится потребность в расширении географии проведения ярмарок, то появятся и новые места.
— А вы сами где предпочитаете покупать продукты? В супермаркете или на рынке?
— Мне нравится ходить на рынок и торговаться. Но хочу сказать, что в последнее время продавцы, торгующие овощами со своего огорода, ведут себя как в магазине, поддерживая четко установленную цену. Рынок — это, в первую очередь, общение. Так всегда было в нашей культуре, и почему мы уходим от этого, трудно понять. Но и стационарную розничную сеть разных форматов посещаю регулярно.
— Пробиться к покупателю мелкие фермеры могли бы через так называемые экомагазины, где представлена только натуральная продукция. В Европе такие магазины пользуются большой популярностью у жителей, которым не безразлично, чем питаться. Есть вероятность, что такие магазины в скором времени начнут открываться и у нас?
— Интерес к экопродуктам уже набирает обороты в крупных городах, переломный момент настанет в ближайшие два-три года. Работу в этом направлении мы уже начали: до конца года завершим мониторинг видов продукции, которые можно выставить в таких магазинах, и в течение января уже определимся с форматом. Ведь если в магазине будет представлена только часть нашей с вами продовольственной корзины, то он будет неполноценным. Уверен, что сложных маркетинговых ходов и больших расходов на рекламу здесь не потребуется. Мы видим, сколько образованных самодостаточных людей живет в нашем городе, они заботятся о своем здоровье, а значит, потенциальные клиенты уже есть.
Как человек, много лет проработавший в кооперации, могу сказать, что уже в конце 90-х на продукции в наших магазинах было указано, откуда она привезена: например, картофель выращен в хозяйстве такого-то фермера. Это обеспечивало доверие со стороны потребителей. Так и каждый покупатель экомагазина будет знать, кто, где и в каких условиях растил продукцию.
«Молодой специалист на селе богаче горожанина на 86 тысяч»
— Насколько сегодня привлекателен в целом АПК Рязанской области для крупного бизнеса? Какие шаги вы намерены предпринять, чтобы сделать инвестиционный климат в аграрном секторе более благоприятным?
— Бесспорно, в рязанский АПК необходимо привлекать средства извне. Особенно это касается сферы промышленной переработки сельхозпродукции. Мы понимаем, какие именно предприятия и в каких районах области хотелось бы видеть. Если рядом с производителем появляется переработчик, то соответственно сокращаются расходы на логистику. Сэкономленные средства производитель может инвестировать в развитие. И уже сейчас обозначены инвестиционные площадки, которые готовы для реализации проектов переработки зерна, технических культур, в том числе, сахарной свеклы, и мы приложим все усилия, чтобы эти проекты были запущены в ближайшее время.
Уже сейчас регион проводит масштабную работу в плане создания инфраструктуры. Для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, участие в федеральных и региональных программах поддержки аграриев. От инвестора требуется только вложение в основные средства и в технологию.
— Модернизация и технологическое обновление напрямую связаны с таким сложным вопросом, как кадры, которые решают все. На сегодняшний день дефицит молодых специалистов в селе является одной из больных тем в АПК. Может быть, вы привезли в Рязань какой-то новый, креативный способ привлечения и закрепления молодежи в районах области?
— Сегодня необходима популяризация сельских профессий. Мы ставим перед собой задачу не стесняться рассказывать об успешных людях села. К сожалению, у нас в обществе сложился мощный стереотип о том, что деревня — это только грязь, антисанитария и тяжелый труд. Но на самом деле в большинстве сел все по-другому. Отстраивается инфраструктура, приходят инновации, и там ждут молодых креативных специалистов.
Сегодня молодой человек, который решил вернуться на малую родину, связать свою жизнь с селом, богаче горожанина, как минимум, на 86 тысяч рублей. Такого единовременного пособия достаточно для первого взноса за недорогой автомобиль. А если молодой человек за рулем, он уже наполовину успешен. За кредит расплачиваться тоже будет довольно просто. Ежемесячно в течение трех лет молодой специалист получает 4330 рублей, которыми может гасить заём. Думаю, очень правильно, что правительство Рязанской области пошло на эти затраты и обеспечило преференции для молодых людей, сделавших выбор в пользу АПК.
Что касается дальнейшего обустройства сельских территорий, то у нас по области строятся коттеджные поселки, школы, детские сады, открываются ФАПы, возводятся спортивные площадки. В рамках программы социального развития села за последние пять лет свои жилищные условия улучшили 502 семьи.
«Без движения вперед нет развития»
— Сельское хозяйство всегда находится в состоянии цейтнота. И хотя в этой подвижной и зависимой от совокупности различных факторов отрасли заниматься прогнозированием трудно, думаю, основные векторы развития и работы в новом году вы уже определили. На что вы нацелены в первую очередь?
— Самое важное сделано — принят бюджет на следующий год, утверждены основные статьи, позволяющие развивать аграрный сектор. И нам сейчас нужно построить работу таким образом, чтобы максимально эффективно использовать выделенные ресурсы, в том числе и привлеченные из федерального бюджета. В районах уже начата подготовка к весенним полевым работам. И нам необходимо со своей стороны помочь сельхозтоваропроизводителям решить их насущные проблемы.
Если говорить о масштабных задачах, то, на мой взгляд, министерству сельского хозяйства необходимо уделять больше внимания экономическим показателям. Недавно мы встречались с представителями финансовой сферы, наших банков. Они очень обеспокоены ситуацией с возвратами кредитов ряда производителей. Но вот, что я отметил для себя, и это очень приятно: в банковской сфере работают высокопрофессиональные люди, которым не безразлична судьба нашего региона. А значит, будет и диалог, и плодотворное сотрудничество. Мы же будем максимально вникать в ситуацию на старте, чтобы в конце года не разводить руками, а отчетливо понимать, как мы повлияли на этот процесс.
Я стараюсь настраивать коллектив на слаженную работу и обратную связь с производителем и потребителем. Только диалог и тесное взаимодействие позволит нам оперативно снимать возникающие проблемы и двигаться вперед. Без движения нет развития.
Наша справка
Дмитрий Владимирович Андреев родился в 1970 году, окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, кандидат экономических наук. Обладает опытом руководящей работы в организации производства и переработки сельхозпродукции, в потребительской кооперации на протяжении 12 лет, являлся заместителем председателя правления Центросоюза РФ. Женат, воспитывает троих детей.
Метки: Дмитрий Андреев, АПК
12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»
12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль
12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области
11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год
11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской
11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани
11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани
11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области
11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку
10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру
10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей
10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале
10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле
10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС
10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения
09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля
08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»
08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей
08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины
13.12.2025 21:47
В Рязани официально дали старт активностям «Новогодней столицы России 2026»
13.12.2025 16:20
Собственника деревянного особняка в центре Рязани заставят принять меры по его сохранению









