Подробности

Знание

Третий шаг

25.12.2011

Владимир Луканцов

Третий антимонопольный пакет поправок в законодательные акты России содержит несколько важных положений, направленных на расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы.

В начале декабря президентом РФ были подписаны изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции». О сути третьего антимономольного пакета рассказал руководитель управления ФАС в Рязанской области Владимир Луканцов, заявивший, что антимонопольное ведомство получило усовершенствованный инструментарий, который позволит более эффективно осуществлять свои функции. Это касается регулирования отношений, связанных с хозяйственной деятельностью как участников рынка, так и органов власти. Во-первых, изменения в закон «О защите конкуренции» уточнили критерии определения монопольно высокой цены. Теперь нельзя признать монопольно высокой цену, которая ниже сформировавшейся на товарной бирже.
― Раньше при определении монопольно высокой цены мы не были привязаны к биржевой цене. Теперь закон обязывает нас учитывать также биржевые и небиржевые индикаторы, которые сформировались на мировых рынках аналогичного товара, ― рассказал Луканцов.

Во-вторых, правительству РФ предоставлено право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся товары в сферах естественных монополий. Разработанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры. По словам Луканцова, принятие этих нормативных актов будет способствовать чёткому определению правил справедливой конкуренции в этой сфере. В-третьих, уточнены требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. В частности, запрет на соглашения, приводящие к навязыванию контрагенту невыгодных для него условий договора, необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар, созданию препятствий доступу на товарный рынок или установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях действует лишь в случае, если в результате таких соглашений происходит ограничение конкуренции.

Закон «О защите конкуренции» претерпел существенные изменения и в части, касающейся деятельности органов власти.
― Ещё не так давно мы говорили о том, что самым большим монополистом является власть, потому что своими действиями или бездействием зачастую оказывает решающее влияние на условия ведения хозяйственной деятельности на том или ином рынке. Например, власть может установить запреты или, наоборот, предоставить преференции участникам рынка, ― прокомментировал руководитель Рязанского управления ФАС. ― Есть такая форма работы антимонопольного органа, как согласие на предоставление органами власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных преференций. В соответствии с действующим законодательством, органы власти и местного самоуправления могут передать хозяйствующим субъектам – участникам рынка то или иное имущество, только получив согласие антимонопольного органа. Теперь произведено важное уточнение: к числу государственных и муниципальных преференций отнесено предоставление органами государственной власти или местного самоуправления гарантий.

Законом определено, что преференция, в том числе и гарантия по кредиту может быть предоставлена только тем субъектам малого и среднего бизнеса, виды деятельности которых соответствуют основным направлениям поддержки, определённым федеральными, региональными, муниципальными программами.
― Это очень важно, потому что нормы закона здесь были довольно размыты. Мы не всегда соглашаемся с тем, чтобы то или иное имущество было предоставлено без торгов в пользование хозяйствующим субъектам, иногда отклоняем такие преференции. Но тем не менее, цели, на которые может быть дана преференция, определялись настолько широко, что сюда пытались втиснуть и предоставление имущества тем лицам, которым, может быть, и не стоило его предоставлять, ― подчеркнул Владимир Луканцов.

Третий антимонопольный пакет запрещает органам власти устанавливать плату за государственные и муниципальные услуги, а также давать предприятиям указания о приобретении товара, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено федеральным законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять переход прав владения или пользования имуществом только на торгах. Значительная часть работы ФАС связана с этой сферой. Внесение изменений предусматривает, что торги можно не проводить в случае передачи государственного или муниципального имущества для размещения средств связи, а также в случае передачи части помещения (не более 20 квадратных метров), если эта часть не превышает 10% площади всего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду, если такое имущество получено на торгах.

Как сообщил Луканцов, порядка 62% входящих документов ФАС России связано с контролем в сфере размещения заказов. Рязанское отделение антимонопольной службы рассматривает в год около 160 подобных жалоб. Изменения законодательства расширили полномочия антимонопольной службы в сфере контроля за госзакупками. Появилась новая статья, которая предусматривает порядок рассмотрения жалоб, связанных с проведением торгов. Изменения предусматривают возможность направления антимонопольным органом предостережений, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, а также возможность выдачи организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров. В случае, когда торги признаны не состоявшимися, может быть выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов. Для антимонопольного органа установлена короткая процедура рассмотрения дел ― в течение 7 дней.
― Третьим антимонопольным пакетом внесены изменения не только в закон «О защите конкуренции», но и в ряд кодексов. Это связано с тем, что действующие нормативные акты возлагают обязанность на органы власти и естественные монополии проводить торги. Мы сталкиваемся с тем, что эти процедуры проводятся кулуарно. Изменения предусматривают, что информация о торгах будет размещаться в Интернете, а контракты можно будет заключать не ранее чем через 10 дней, чтобы антимонопольный орган мог вмешаться, рассмотреть, каким образом проводились торги, и принять меры реагирования, ― рассказал Луканцов.

Законом предусмотрена возможность дачи антимонопольным органом разъяснений решений или предписаний, выданных комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также возможность исправления опечаток и арифметических ошибок. Установлена возможность рассмотрения антимонопольным органом дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Вносимыми изменениями также уточняются права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Руководитель Рязанского управления ФАС отметил, что на принятии третьего пакета поправок совершенствование антимонопольного законодательства не завершится.
― Участники рынка придумывают всё новые и новые способы обойти требования законодательства. Пробелы были, есть и будут. Русский язык велик и могуч, закон написан на русском языке, и как бы мы ни старались, различное толкование тех или иных терминов и фраз возможно. Приходится вносить изменения, чтобы эти лазейки убирать, ― пояснил Владимир Луканцов.

Антонина Веселкова


Метки: Владимир Луканцов, ФАС


Поиск

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

13.12.2025 21:47
В Рязани официально дали старт активностям «Новогодней столицы России 2026»

13.12.2025 16:20
Собственника деревянного особняка в центре Рязани заставят принять меры по его сохранению

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер