На развитие финансового рынка будут влиять API и искусственный интеллект
По оценке ВТБ, технологический и регуляторный тренд цифровой трансформации сегодня — API и открытые данные. Благодаря API непосредственное взаимодействие с клиентом может находиться вне контура самого банка. Но таким же образом и банки смогут предлагать клиентам нефинансовые услуги развивать собственные экосистемы за счёт формирования партнёрств . Стандартизация API позволит сократить издержки на новые интеграции, а определение стандартов для него может повысить уровень защищённости клиентских данных — если к ним будут применены стандарты информационной безопасности. Кроме того, API позволяет развивать нетрадиционные каналы и сервисы внутри самого банка, например, ВТБ добавил свой онлайн-банк в популярные мессенджеры.
«Мы хотим создать лучший розничный банк на рынке и предоставить его преимущества нашим партнёрам, а через них — нашим общим клиентам. Нам всё ещё предстоит увидеть, принесёт ли API и регулирование Open Banking больше возможностей или угроз для самих банков или для компаний электронной коммерции. Пока мы видим, что рынки капитала больше верят в способности цифровых гигантов интегрировать финансовые сервисы, чем в способность банков извлечь выгоду из нефинансовых сервисов», — отметил Георгий Горшков.
Полезной инициативой, реализованной благодаря развитию API, может стать платформа согласий. Давать согласие на обработку персональных данных для разных организаций приходится регулярно, но немногие имеют полное представление, кто и как использует их персональные данные.
«Большинство споров вокруг инноваций возникает, когда концепция удобства «спотыкается» о принципы безопасности. Я считаю, что новые технологии, включая предложение ЦБ создать платформу согласий, зачастую исключают такое противостояние. Какие бы решения банки, технологические компании или ЦБ ни внедряли, они должны обеспечивать максимальную прозрачность условий и сохранять право выбора потребителя, какие данные о себе и кому сообщать, как использовать и как защищать интересы клиента», — отметил Георгий Горшков.
Для банков API также является инструментом интеграции возможностей искусственного интеллекта (ИИ), который становится вторым трендом в развитии финансового рынка.
«ИИ приведёт к значительному росту производительности и даже полной автоматизации рабочих мест в тех специальностях, которые традиционно считались сферой человеческого творчества. Поэтому возникает вопрос: смогут ли банки воспользоваться этим инструментом в полной мере, чтобы создавать новые возможности в клиентском обслуживании и в персонализации», — объяснил зампред ВТБ.
Основной экономический эффект от внедрения ИИ моделей мировые лидеры получают от повышения операционной эффективности. В денежном измерении он достигает 70-80%. Этот тренд в России будет только ускоряться по мере того модели ИИ будут внедрять не только лидеры банковского рынка, но и компании из других потребительских индустрий.
По словам Горшкова, отдельным направлением внимания должно стать цифровое регулирование, так как экономика цифровых платформ достаточно молода и набор решений в области правового регулирования к ним не всегда применим. Сейчас необходимо создавать новые практики.
«Главными направлениями регулирования должны стать защита и использование персональных данных, антимонопольное регулирование цифровых платформ и искусственного интеллекта. В настоящее время ВТБ активно работает над развитием собственных сервисов, их адаптацией и интеграцией, например, в социальные сети и даже в новые операционные системы. Этот опыт позволит понять, каким образом лучше выстраивать правовое регулирование в этой сфере, чтобы цифровые платформы были максимально полезны как для пользователей, так и для компаний-поставщиков услуг, в том числе банковских», — подчеркнул Георгий Горшков.