Мнение

Наталья Рубцова


Царевна-лягушка

10.08.2022

В кинотеатре «Киномакс» рязанцам была представлена на прослушивание и просмотр опера классика французского барокко Жана-Филиппа Рамо «Платея» в постановке Оперы Гарнье (Париж). Впервые опера была поставлена в 1749 году по случаю свадьбы Людовика Фердинанда с Марией Терезией Испанской и представляла собой пародию на оперные традиции и композиторов XVIII века. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Платее, обитательнице болота, которая правит царством лягушек и земноводных. Юпитер вступает с ней в фиктивный брак, чтобы заставить свою жену Юнону ревновать. На свадьбе Платею высмеивают за её уродство, и она возвращается в трясину своего болота, опозоренная и одинокая.

После долгого перерыва «Платея» была возобновлена в Парижской опере в конце ХХ века в постановке режиссёра Лорана Пелли, который оставил её в жанре комической оперы, но поводы для сатиры выбрал современные, благо их предостаточно в наше время. Итак, мы видим произведение из XVIII века, так талантливо переработанное, дополненное и плавно перетёкшее в век XXI, что зритель чувствует современность сюжета, можно сказать, взятого из жизни.

Режиссёр с самого начала сбивает зрителя с толку. В прологе мы видим на сцене многоярусные ряды мини-зрительного зала, куда стекается публика в современной одежде на просмотр какого-то действа. Среди них боги, тоже в современной одежде, мило беседующие между собой. Здесь и муза комедии красавица Талия, бог насмешки и злословия Мом, бог любви Амур, или, скорее, Амурша, в пиджаке, сексуально наброшенном на красное бикини. Билетёрши в форменной одежде помогают зрителям найти свои места и одновременно руководят хором.

 

На первом ряду импровизированного зрительного зала лежит молодой человек с бутылкой Hennessy в руке. Это древнегреческий поэт Феспис спит после ночной попойки. Боги и музы будят поэта, требуя написать комедию, «дабы исправить людские недостатки нашими весёлыми уроками» и одновременно высмеять в ней самих богов, если они того заслуживают. Вот в следующих трёх актах мы и видим плоды сочинения Фесписа.
 
Не очень молодая и, мягко сказать, не красавица, нимфа болот Платея воображает себя неотразимой и самой привлекательной и обаятельной. Этой наивностью болотной нимфы воспользовались боги, чтобы помочь любвеобильному Юпитеру, их начальнику, усмирить гнев ревнивой жены Юноны. Бог Меркурий сообщает Платее, что она очаровала самого Юпитера, и он хочет на ней жениться. Платея не верит своему счастью, понимая умом, что она не ровня верховному богу, но окружение уверяет её в искренности намерений Юпитера.

Платея поверила в себя, она погружена в мысли о собственном величии. До последней сцены она уверена, что божественная любовь к ней и восхищение окружающих — всерьёз и надолго. И вот мнимая свадьба. Как и было задумано, в самый ответственный момент появляется разъярённая Юнона (кстати, с охотничьим ружьём) и срывает фату с невесты. Увидев уродство Платеи, Юнона понимает, что это была шутка, прощает Юпитера и удаляется с ним на Олимп. И вот тут становится совсем не смешно. Униженная и опозоренная Платея мечется в отчаянии и, под улюлюканье толпы, ещё недавно славящей её, прячется в свою трясину, из которой, к сожалению, ей так и не удалось выбраться.

Чуть ли не главным персонажем режиссёр вывел аллегорическую фигуру Вздорность, которая эффектно ликует в финале. Вздорность носит платье, сшитое из нотных листов, и всякий раз, исполняя весёлые дивертисменты, отрывает кусочек от платья и поёт его. Дирижёр Марк Минковски — тоже действующее лицо, его постоянно вовлекают в процесс, когда приходится на время уступать своё место за пультом вначале Вздорности, а потом и одному из земноводных.

 

В опере нет положительных героев, все персонажи — отрицательные. Юпитер и окружающие его подхалимы использовали Платею в корыстных целях. А Платея согласилась на сомнительный брак без любви только для того, чтобы исполнилась мечта всей её жизни — выбраться из болотной трясины, но это ведь тоже корыстное побуждение. Кто из них более отрицательный — решать зрителю. В этой истории Рамо хотел высмеять не внешнее уродство Платеи, а уродство её души. А боги, получается, вроде как бы и ни при чём. Опять же право зрителя — соглашаться или нет с композитором XVIII века. Но, по моему мнению, осмеянная Платея, являясь жертвой проделок богов, выглядит духовно привлекательней, чем бессердечные издевательства высшего света.

Платея жаждет любви, и могла бы быть любима и счастлива, но только в своём окружении, с речными богами, а она мечтала о принце. В итоге Платее указали на её место в иерархии, чтобы впредь не засматривалась на небожителей. Все костюмы являются характеристикой образа, по ним видно различие сословий. Юпитер, Юнона и Меркурий выглядят как поп-звёзды, в сверкающих одеждах. Боги и музы рангом пониже — в менее искрящейся. А вот Платея и её гости из болота — в скромных одеяниях зелёных оттенков.

Получилась сказка, но какая-то не добрая, с несчастливым концом, хотя достаточно юморная. Наверное, «Платею» можно считать предвестницей сказки о Золушке и сказки о Царевне-лягушке, которые появились намного позднее.

Постановка восхитительная, яркая, необычная, не громоздкая, в ней много чего происходит, со множеством хореографических номеров. Музыка очень эмоциональная, здесь и раскаты грома, и кваканье лягушек. Сейчас бы мы назвали такую постановку мюзиклом, но для XVIII века — это всё же опера. «Платея» — не самое исполняемое произведение на сценических подмостках, поэтому не стоит упускать возможность посмотреть на большом экране запись трансляции с реального живого представления. Исполнение оперы ведётся на французском языке с русскими субтитрами.

Даже если вы думаете, что вам не нравится опера, попробуйте «Платею». Следите за анонсами, наверняка будут повторы.



Метки: «Киномакс», опера



Поиск

14:03
В Рязанской области 7 тысяч детей растут в неблагополучных семьях

13:01
Под Рязанью 5 октября открывается логистический центр Wildberries

12:39
Рязанское правительство одобрило законопроект о предоставлении земли отличившимся участникам СВО

12:19
Павел Малков потребовал от муниципалитетов разработать чёткий план по повышению эффективности

11:03
Стал известен персональный состав комитетов Рязанской городской Думы

09:42
Ростелеком: В Рязани объявлены итоги конкурса «Вместе в цифровое будущее»

02.10.2023 16:12
В Рязани официально открыли новый детский сад в Семчино

02.10.2023 15:16
Отопительный сезон в Рязани стартует 3 октября

02.10.2023 12:36
В Рязани прекратил работу сервис онлайн покупки билетов BusRzn

02.10.2023 10:44
Рязанцев приглашают на Межрегиональный фестиваль национальной книги «Читающий мир»

01.10.2023 10:48
Тендер на благоустройство Лыбедского бульвара в Рязани выиграло ООО «Техногрупп»

01.10.2023 09:58
Опубликован список председателей комитетов Рязгордумы нового созыва

30.09.2023 16:41
В Рязанской области 30 сентября оказался рекордно тёплым днём

30.09.2023 13:37
В центре Рязани началось строительство нежилого здания

29.09.2023 21:03
Качели на Малом шоссе в Рязани установят за 2 миллиона рублей

29.09.2023 19:10
Сроки начала отопительного сезона в Рязани перенесли

29.09.2023 16:04
Рязанский минобр не сообщил в Минпросвещения РФ о нехватке учебников в школах

29.09.2023 14:54
Рязанская область получит почти 225 миллионов рублей на обустройство спортивных объектов

29.09.2023 14:09
«Эко-Пронск» презентовал портал общественного доступа к информации о контейнерных площадках

29.09.2023 12:17
Сообщается, что Игорь Греков отрицает свою причастность к коррупции в рязанском минздраве

29.09.2023 10:31
Экс-мэр Рязани Сергей Карабасов подал кассационную жалобу на свой приговор

29.09.2023 10:29
Рязанцы оценили новую постановку театра драмы «Баба Шанель»

29.09.2023 09:16
В Рязани ищут пропавшего 11-летнего школьника

28.09.2023 17:43
И.о. гендиректора Фонда капремонта в Рязанской области стал Алексей Роготовский

28.09.2023 16:06
Работники РНПК совместно с волонтёрами высадили саженцы деревьев в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Октябрь 2023   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31