Мнение

Наталья Рубцова


Царевна-лягушка

10.08.2022

В кинотеатре «Киномакс» рязанцам была представлена на прослушивание и просмотр опера классика французского барокко Жана-Филиппа Рамо «Платея» в постановке Оперы Гарнье (Париж). Впервые опера была поставлена в 1749 году по случаю свадьбы Людовика Фердинанда с Марией Терезией Испанской и представляла собой пародию на оперные традиции и композиторов XVIII века. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Платее, обитательнице болота, которая правит царством лягушек и земноводных. Юпитер вступает с ней в фиктивный брак, чтобы заставить свою жену Юнону ревновать. На свадьбе Платею высмеивают за её уродство, и она возвращается в трясину своего болота, опозоренная и одинокая.

После долгого перерыва «Платея» была возобновлена в Парижской опере в конце ХХ века в постановке режиссёра Лорана Пелли, который оставил её в жанре комической оперы, но поводы для сатиры выбрал современные, благо их предостаточно в наше время. Итак, мы видим произведение из XVIII века, так талантливо переработанное, дополненное и плавно перетёкшее в век XXI, что зритель чувствует современность сюжета, можно сказать, взятого из жизни.

Режиссёр с самого начала сбивает зрителя с толку. В прологе мы видим на сцене многоярусные ряды мини-зрительного зала, куда стекается публика в современной одежде на просмотр какого-то действа. Среди них боги, тоже в современной одежде, мило беседующие между собой. Здесь и муза комедии красавица Талия, бог насмешки и злословия Мом, бог любви Амур, или, скорее, Амурша, в пиджаке, сексуально наброшенном на красное бикини. Билетёрши в форменной одежде помогают зрителям найти свои места и одновременно руководят хором.

 

На первом ряду импровизированного зрительного зала лежит молодой человек с бутылкой Hennessy в руке. Это древнегреческий поэт Феспис спит после ночной попойки. Боги и музы будят поэта, требуя написать комедию, «дабы исправить людские недостатки нашими весёлыми уроками» и одновременно высмеять в ней самих богов, если они того заслуживают. Вот в следующих трёх актах мы и видим плоды сочинения Фесписа.
 
Не очень молодая и, мягко сказать, не красавица, нимфа болот Платея воображает себя неотразимой и самой привлекательной и обаятельной. Этой наивностью болотной нимфы воспользовались боги, чтобы помочь любвеобильному Юпитеру, их начальнику, усмирить гнев ревнивой жены Юноны. Бог Меркурий сообщает Платее, что она очаровала самого Юпитера, и он хочет на ней жениться. Платея не верит своему счастью, понимая умом, что она не ровня верховному богу, но окружение уверяет её в искренности намерений Юпитера.

Платея поверила в себя, она погружена в мысли о собственном величии. До последней сцены она уверена, что божественная любовь к ней и восхищение окружающих — всерьёз и надолго. И вот мнимая свадьба. Как и было задумано, в самый ответственный момент появляется разъярённая Юнона (кстати, с охотничьим ружьём) и срывает фату с невесты. Увидев уродство Платеи, Юнона понимает, что это была шутка, прощает Юпитера и удаляется с ним на Олимп. И вот тут становится совсем не смешно. Униженная и опозоренная Платея мечется в отчаянии и, под улюлюканье толпы, ещё недавно славящей её, прячется в свою трясину, из которой, к сожалению, ей так и не удалось выбраться.

Чуть ли не главным персонажем режиссёр вывел аллегорическую фигуру Вздорность, которая эффектно ликует в финале. Вздорность носит платье, сшитое из нотных листов, и всякий раз, исполняя весёлые дивертисменты, отрывает кусочек от платья и поёт его. Дирижёр Марк Минковски — тоже действующее лицо, его постоянно вовлекают в процесс, когда приходится на время уступать своё место за пультом вначале Вздорности, а потом и одному из земноводных.

 

В опере нет положительных героев, все персонажи — отрицательные. Юпитер и окружающие его подхалимы использовали Платею в корыстных целях. А Платея согласилась на сомнительный брак без любви только для того, чтобы исполнилась мечта всей её жизни — выбраться из болотной трясины, но это ведь тоже корыстное побуждение. Кто из них более отрицательный — решать зрителю. В этой истории Рамо хотел высмеять не внешнее уродство Платеи, а уродство её души. А боги, получается, вроде как бы и ни при чём. Опять же право зрителя — соглашаться или нет с композитором XVIII века. Но, по моему мнению, осмеянная Платея, являясь жертвой проделок богов, выглядит духовно привлекательней, чем бессердечные издевательства высшего света.

Платея жаждет любви, и могла бы быть любима и счастлива, но только в своём окружении, с речными богами, а она мечтала о принце. В итоге Платее указали на её место в иерархии, чтобы впредь не засматривалась на небожителей. Все костюмы являются характеристикой образа, по ним видно различие сословий. Юпитер, Юнона и Меркурий выглядят как поп-звёзды, в сверкающих одеждах. Боги и музы рангом пониже — в менее искрящейся. А вот Платея и её гости из болота — в скромных одеяниях зелёных оттенков.

Получилась сказка, но какая-то не добрая, с несчастливым концом, хотя достаточно юморная. Наверное, «Платею» можно считать предвестницей сказки о Золушке и сказки о Царевне-лягушке, которые появились намного позднее.

Постановка восхитительная, яркая, необычная, не громоздкая, в ней много чего происходит, со множеством хореографических номеров. Музыка очень эмоциональная, здесь и раскаты грома, и кваканье лягушек. Сейчас бы мы назвали такую постановку мюзиклом, но для XVIII века — это всё же опера. «Платея» — не самое исполняемое произведение на сценических подмостках, поэтому не стоит упускать возможность посмотреть на большом экране запись трансляции с реального живого представления. Исполнение оперы ведётся на французском языке с русскими субтитрами.

Даже если вы думаете, что вам не нравится опера, попробуйте «Платею». Следите за анонсами, наверняка будут повторы.



Метки: «Киномакс», опера



Поиск

13:10
Концепция оформления летних кафе в Рязани удивила рестораторов

10:26
На месте снесённого дома по улице Свободы в Рязани началась стройка

10:07
Президент РФ подписал Указ о назначении судей в Рязани

09:55
Рязанцы оценили постановку «Пер Гюнт» в исполнении Таганрогского театра

31.03.2023 16:51
К новому купальному сезону в Рязани подготовят четыре пляжа

31.03.2023 15:43
Рязанские УК будут отвечать на жалобы рязанцев в соцсетях

31.03.2023 15:10
Комплекс «Под мостом» в Лесопарке ожидаемо ушёл под воду, но не весь

31.03.2023 14:03
В Рязанской области объявлен пожароопасный сезон

31.03.2023 13:41
После отчёта главы Сасовского района у жителей возник только один вопрос

31.03.2023 12:10
Музею Рязанского кремля передали здание бывшего ЦНТИ

31.03.2023 11:00
В Рязанской области проснулись клещи

31.03.2023 09:53
Новый музей Рязанского кремля будет открываться поэтапно

31.03.2023 09:29
Рязанская область может оказаться в «красной зоне» по пожарам уже в апреле

30.03.2023 18:31
Рязанцы ходят любоваться на затопленный Лесопарк

30.03.2023 17:21
Елена Сорокина рассказала о благоустройстве Малого шоссе

30.03.2023 15:21
Началось новое рассмотрение дела об убийстве бизнесмена Алексея Громова

30.03.2023 14:46
Рязанские экоактивисты выступили с предложением об утилизации ртутных ламп

30.03.2023 14:00
ПАО «РЭСК» запустило сервис по передаче показаний в Telegram

30.03.2023 13:22
Под Рязанью в районе села Мельгуново полностью перекрыли проезд из-за провала

30.03.2023 12:18
Реконструировать стадион в Спасске планируют на федеральные деньги

30.03.2023 11:21
В Рязани стартовали гастроли Таганрогского драмтеатра

29.03.2023 16:24
Ростелеком: Цифровые сервисы продлевают жизнь малому и среднему бизнесу

29.03.2023 16:11
В Рязани в 2023 году обеспечат квартирами 68 детей-сирот

29.03.2023 13:50
Стройка детского сада в Кальном в Рязани идёт с отставанием от графика

29.03.2023 11:01
Пенсии жителям отрезанных водой сёл Рязанской области доставляют на лодках

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2023   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30