Рязанцы отдают предпочтение литературным котам
В рамках совместного проекта — поддержки VIII сезона литературной премии «Электронная буква — 2025» — было опрошено более шестисот россиян в возрасте от 18 до 65 лет. Участниками стали жители городов с населением свыше ста тысяч человек. Респондентам предложили ответить на вопросы в онлайн-форме; при анализе данных общая выборка была принята за 100 %, а остальные показатели рассчитаны пропорционально. Участники могли выбрать как готовые варианты ответов, так и указать своё мнение в графе «Другое», а также отметить несколько вариантов одновременно.
На первом месте по популярности оказался Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла — его выбрали 38 % опрошенных. Этот фантастический персонаж задал тон всему рейтингу, продемонстрировав непреходящую любовь читателей к кошачьим образам.
В категории русской литературы первые три строчки вновь заняли герои из семейства кошачьих: кот Матроскин (47 %) из повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»; кот Бегемот (43 %) из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»; котёнок по имени Гав (37 %) из одноимённой книги Григория Остера.
Среди персонажей зарубежной литературы лидирует пантера Багира (44 %) из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Второе место заняла почтовая сова Букля (30 %) — спутница Гарри Поттера в романах Джоан Роулинг. Третью строчку занял ещё один герой «Книги джунглей» — мангуст Рикки-Тикки-Тави (27 %).
Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний «Литрес», поделилась своими наблюдениями: «Судя по результатам исследования, любимые животные россиян — коты из сказок и классических произведений. В топе нет ни одной собаки — ни пса Шарика, ни Белого Бима Чёрного уха, ни Муму или Каштанки. Образ кота в мировой культуре многогранен и разнообразен — он и добрый советчик, наделённый вкрадчивой силой и мудростью, и служитель зла. Может балансировать между реальной и загробной жизнью, быть положительным персонажем или нечистью. В то время как у собак иная роль — быть верным другом и надёжным соратником. Они не отличаются хитростью и изощрённым умом, и больше зависят от людей, чем кошки».
Дмитрий Брейтенбихер, член правления ВТБ, герой имиджевой ТВ-кампании «ВТБ — это классика», отметил значение сказок в культурном развитии: «Сказки — одна из первых форм знакомства детей с литературой. Сказочные образы помогают сформировать базовое понимание социальных норм и заложить фундамент культурного кода поколения. Чтение сказок позволяет анализировать жизненные ситуации и поступки героя, понимать его внутреннее состояние, распознавать конфликты и смыслы».




