Новости

В получившей премию книге Ильи Кочергина «Запасной выход» герой находит себя в Рязанской области

В получившей премию книге Ильи Кочергина «Запасной выход» герой находит себя в Рязанской области
Героя и рассказчика книги «Запасной выход» автора Ильи Кочергина назвали подчеркнуто автобиографичным. Книгу, которая в 2025 году попала в финал премии «Большая книга» в номинации «Художественная литература», прочитал корреспондент издания «Коммерсантъ».

Повесть Кочергина — это история человека, переехавшего с женой из Москвы в деревеньку на юго-востоке Рязанской области, обустроившего там хозяйство и заведшего лошадь, точнее, старого коня, списанного из большого спорта на пенсию.

Журналист отметил, что к автофикшну эту повесть отнести нельзя, тем более к основному его направлению — «литературе травмы». Но обратил внимание, что без травм в ней не обходится, но в основном их получают другие.

«Так сложилось, что в молодости я часто бил коней,— вспоминает рассказчик.— Ездил на них, свободный и счастливый, сотни и тысячи километров по прекрасным и безлюдным просторам заповедника на Горном Алтае… Потом я вернулся в город… Неумело растил ребёнка, избавлялся от алкогольной зависимости и родительских сценариев, шёл по утрам в офис и по вечерам к психотерапевту. Я старался быть хорошим мужчиной крохотной перенаселённой планетки».

После этого рассказчику и потребовался «запасной выход». Журналист «Коммерсанта» отметил, что прошлое рассказчика, в том числе проведённое в конском седле, особого значения не имеет: «На моём месте мог бы оказаться любой, захотевший построить свой дом. Или решивший прожить всю жизнь с любимой женщиной».

При этом у главного героя вполне определённый характер, при всех своих юношеских и прочих похождениях он человек книжный: «Лошади, которых я встречал в своей жизни, несомненно, воплощали в себе соединение реального и вычитанного, как будто состояли не только из костей и мяса, но отчасти из букв, потёртых обложек "Библиотеки приключений" и малинового варенья, пачкающего страницы любимых книг».

Рассказчик также отвергает строки Бабеля «о мире как майском луге, по которому ходят женщины и кони»: «У Бабеля слишком ярко блестят налитые крупы и распущенные гривы коней и женщин, их нужно непременно начинать гладить и похлопывать. И коней, и женщин у Бабеля тянет тут же использовать — взнуздывать, скакать, обладать».

По мнению прочитавшего книгу журналиста, эта история могла бы быть историей о себе и окружающей живности (слово «природа» Кочергин не любит), и становится руководством для всех задумавшихся о своей жизни и готовых попробовать изменить её: «Ещё немного, ещё сколько-то вечеров, проведённых на выпасе, ещё несколько дней в леваде в попытках заставить его следовать за собой без верёвки, и я научусь быть искренним и открытым. Я научусь видеть собеседника, а не только самого себя в его глазах. Начну понимать его язык…».

Читайте нас:
Поделиться:

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер