Почти две трети россиян в 2024 году сталкивались с телефонным мошенничеством
Подавляющее большинство тех, кто сталкивался с мошенниками, но не попался на их уловки (63%), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Только треть (32%) рассказали эксперту банка, а 10% написали заявление в полицию (10%).
Респонденты, которые пострадали от мошенников, чаще всего обращались по этому поводу в банк (62%) и в полицию (30%). Однако только половине из них (53%) удалось вернуть свои средства, ещё в 7% случаев расследование продолжается, а в 40% эти обращения оказались безрезультатными.
Большая часть пострадавших (48%) изучили действия мошенников, чтобы не попадаться на их уловки. Ещё 31% опрошенных обсудили ситуацию с родственниками, 29% оформили страховку от мошенничества, 24% установили пин-код на сим-карту для дополнительной защиты, 31% воспользовались сервисами блокировки спам-звонков, а 32% намерены регулярно менять пароли на своих устройствах, выбирая сложные комбинации.
Более 70% участников исследования сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 26% пренебрегают такой услугой, а 3% не знают, как ее подключить. 22% респондентов верят, что определитель номера полезен в борьбе с мошенниками, 58% считают, что это помогает лишь частично. 21% уверен, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность самим.
По данным ВТБ, в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из Энергосбыта, или поликлиники, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги , после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, — а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на «безопасный счёт». Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов», — отметил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
По итогам 9 месяцев банк выявил более 8,6 миллиона подозрительных операций, клиентам удалось сохранить миллиарды рублей.
* Опрос проведён ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.