Мнение

Наталья Рубцова


Японские страдания

23.09.2023
Кинотеатр «Киномакс», что в ТРЦ «Премьер», в порядке просветительской программы транслирует спектакли из российских и зарубежных театров. 17 сентября можно было послушать знаменитую оперу итальянского композитора Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» в постановке Брегенцского фестиваля (Bregenz Festival: Madama Butterfly).

В основе сюжета — трагическая судьба молодой японки, гейши Чио-Чио-сан по прозвищу «Баттерфляй» (бабочка), подло обманутая Пинкертоном, лейтенантом морского флота США. Будучи в командировке в Нагасаки, офицер женился на Баттерфляй по японским законам, которые не имеют юридической силы у него на родине. По сути, он остался свободным человеком, и , уехав домой, преспокойненько женился на американке. А несчастная японка ждала его несколько лет, воспитывая их сына, надеясь на будущее счастье с отцом ребёнка. Когда же корабль Пинкертона причалил к знакомому японскому порту, выяснилось, что планов на Баттерфляй у него нет. Потрясённая молодая женщина просит Пинкертона позаботиться о сыне и пронзает себе грудь кинжалом.

Брегенцский фестиваль, который проходит ежегодно в австрийском городе Брегенц в июле-августе, — это всегда событие, где главная эксклюзивность — плавучая сцена посреди залива на Боденском озере, закреплённая на 17000 сваях. Вся театральная площадка находится под открытым небом, а зрительный зал в виде амфитеатра, рассчитанный на семь тысяч мест, расположен на берегу. Идея водной сцены на Боденском озере не нова, первый спектакль на ней сыграли в далёком 1911 году. И можно только догадываться, как всё выглядело раньше, но сейчас это сложное инженерно-техническое сооружение.

Опера начинается в 21 час, чтобы представление совпало с моментом природного заката над озером, а уже дальше в темноте включается световое оформление.

Сцена по форме представляет собой летящий над озером огромный лист белой бумаги, на который проецируется видеоряд. То проступают черты каллиграфии, то горы и холмы, покрытые лесами. То вдруг лист превращается в корабль, где трюмы открываются в виде надорванных бумажных клочков. Мягкие складки на «бумаге» выполняют не только роль кулис, но и изображают холмистую местность, где свободно перемещаются все действующие лица.

Водное пространство тоже было задействовано: в сцене сновидения к порту причаливал корабль-призрак в образе бумажного кораблика; есть сцена, где рабы по колено в воде везут на плоту богатого японца; в озеро прыгает, спасаясь от разгневанных жителей, отвратительный персонаж сводник Горо.

Трагичность финала выражена световым спецэффектом в виде взметнувшегося ввысь огня, как бы целиком сжигая лист бумаги, изображающий сцену и олицетворяющий, видимо, жизнь Баттерфляй.

Этот «листик бумаги», кстати, имеет размер 1340 квадратных метров и весит почти 300 тонн.

Заглавную партию, считающуюся в оперном искусстве одной из самых труднейших, исполняла Барно Исматуллаева, бывшая солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где был её дебют именно в этой роли. К слову, этот театр в июне полным составом был на гастролях в Рязани с оперой Мусоргского «Хованщина».

Барно идеально вписывается в роль Баттерфляй не только как уроженка Узбекистана, имеющая восточную внешность, но и обладающая мощным вокалом. Чего стоит её знаменитая ария «Un bel dì vedremo» («В один прекрасный день мы увидим»), которая проникает в самую глубь души, её можно слушать бесконечно! Здесь хотелось бы вспомнить о народной артистке СССР Марии Биешу, которая в 1967 году в Токио на международном конкурсе «Мадам Баттерфляй» завоевала титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». И по моему мнению, ещё никто не превзошёл её в мастерстве исполнения этой оперной партии. 

Режиссёр-постановщик спектакля Андреас Хомоки, служащий в Цюрихской опере, превратил Брегенцскую «Баттерфляй» в настоящее свето-музыкальное шоу, что удачно выделяет её на фоне одноимённых спектаклей других режиссёров.

Казалось бы, одна и та же музыка, один и тот же сюжет, но каждый театр старается привнести на сцену что-то своё, отличительное. Режиссёры-постановщики как будто соревнуются в креативе. Тем интереснее наблюдать и сравнивать.

Например, постановка в Нью-Йоркской Metropolitan Opera более классическая, с роскошными декорациями, но маленького сына Баттерфляй играет кукла, что вызывает, скорее, отрицательные эмоции. В постановке Миланского Teatro alla Scala широко используются элементы театра кабуки, декорации выполнены в виде японского дома, ребёнка играет маленький мальчик со светлыми кудрявыми волосами, что, конечно же, вызывает у зрителя более искренние сопереживания героине.

Кстати, вовсе не обязательно ездить по миру в поисках созерцания творческого эксклюзива, все эти трансляции тоже можно было посмотреть в рязанских кинотеатрах.

Трансляции ведутся на языке оригинала, в данном случае — на итальянском, с русскими субтитрами.

Место и время других постановок мировых театров можно узнать на сайте РИА «МедиаРязань».




Поиск

05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова

05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров

05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа

04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья

04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны

04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому

04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла

04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками

03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре

03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности

03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать

03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте

02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство

02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации

02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году

01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково

01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров

01.12.2025 11:58
Рязанская область вошла в число регионов с наиболее подорожавшей арендой коттеджей на Новый год

06.12.2025 20:22
Популярность образовательных кредитов выросла на 35% в 2025 году

06.12.2025 16:43
Рязанский театр балета представит премьеру «Щелкунчик»

06.12.2025 16:09
Почётный гражданин города Рязани Николай Плетнёв отмечает юбилей

06.12.2025 15:44
Инвестиционные предпочтения россиян смещаются в сторону фондов

06.12.2025 15:41
В Рязанской области в три раза выросло количество административных дел в отношении вандалов

06.12.2025 15:01
Единый центр диспансеризации в Рязани начнёт работу в январе

06.12.2025 14:41
Рязанцам пообещали туман и гололедицу

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер