Владимир МоторжинЧто такое хорошо |
20.02.2019 |
|---|
Так и хочется начать: «Крошка сын…», однако разговор исключительно о брендировании региона. Начнём, как всегда, с транспорта: например, рязанский троллейбус вдруг покрасили в разноцветные треугольнички и кружочки. Это Рязань приобрела новый фирменный стиль, а вы что подумали? Я лично вспомнил анекдот про креативного батюшку, который для лечения кур предлагал крестьянину прилепить к клеткам с больными красные кружочки и зелёные треугольнички. Когда крестьянин в итоге сообщил о том, что куры сдохли, батюшка сказал: «Жаль, у меня ещё столько предложений осталось!».
Но вернёмся к маркетингу. Зачем нужен бренд, ведь есть уже герб Рязани и других городов в области. Очевидно, герб, как исторически сложившееся графическое изображение, не отвечает современному стилю формирования отношения к Рязанской области. И сразу вопрос: «У кого он должен быть сформирован?».
- Конечно, у туристов, чтобы возбудить в них непреодолимое желание посетить Рязанщину.
- Очевидно, у инвесторов, которые, видя бренд, тут же побегут вкладывать свои деньги в Рязанскую область.
- Ну и, безусловно, у жителей региона, гордость за родной край у которых вызывала бы тягу к героическим свершениям в труде и — что никогда не помешает — обороне.
Да, забыл. Есть ещё четвёртый сегмент — начальство в Москве, которое бы подумало: «Ребята креативные, стараются, что-то делают, целый бренд-логотип придумали».
Сложность создания логотипа, удовлетворяющего всем четырём сегментам, состоит в том, что все они принадлежат к разным видам рынков. Так, туристы относятся к потребительскому рынку, инвесторы — к инвестиционному. Население Рязанской области — это в чистом виде социальный маркетинг, он может относиться ко всем трём видам рынков. «Начальство» — рынок монопольных (государственных) закупок. На всех видах рынков работают совершенно разные технологии маркетинга, исходя из различных рыночных целей.
К тому же, каждый из перечисленных видов рынков имеет свои уточнения для отдельных подсегментов. Возьмём, к примеру, потребительский рынок. Очевидные различия у туристов внутренних (граждане России) и внешних (иностранные). Для внутреннего туриста Рязань — это культурно-патриотический регион. Соответственно, мы имеем уже два вида туристов, для одних главным является культурное наследие, реперными точками которого может стать литература и иные виды искусств — архитектура, экология; для других — воспитание патриотизма: героика – государственность – вера. Безусловно, патриотизма без глубокого понимания культуры не бывает, поэтому приглашение гостей одной направленности должно мягко сочетаться с другой.
Теперь самое время погрузиться внутрь региона и рассмотреть якорные бренды, необходимые для формирования маршрутизации туристических потоков.
- Творческо-культурное направление: Сергей Есенин, Аркадий Гайдар, Константин Паустовский, Яков Полонский, Александр Солженицын, Иван Павлов, Михаил Салтыков-Щедрин, Захар Прилепин, Николай Фёдоров, Константин Циолковский, Александр Аверкин, Василий Агапкин, Александр Александров, Рувим Фраерман, Абрам Архипов, Анна Голубкина, Виктор Иванов, Пётр Боклевский, Иван Пожалостин, Эраст Гарин, Юрий Быков, а также скопинская керамика, михайловское кружево и так далее.
- Архитектурное направление: Рязанский кремль, православные и мусульманские культовые сооружения по всей области, усадьбы и так далее.
- Экологическое направление: Окский заповедник, Мещёрский заповедник, реки, леса, озёра, пещеры, поля, луга, косогоры и так далее.
- Воспитание патриотизма, государственность, укрепление веры: Сергей Бирюзов, Василий Головнин, Ослябя, Евпатий Коловрат, Лаврентий Загоскин, герои интернациональных воин, Прокопий Ляпунов, Крякутной, Добрыня Никитич, оборона Старой Рязани, битва на Воже, православные святые...
За всеми этими возможностями важно не упустить понятие позиционирования региона. Вся региональная экономика, как известно, строится исключительно на возможности концентрации на каком-либо направлении (проекте), который, встраиваясь в общую систему региона, в дальнейшем будет приносить дополнительные прибыли. Данная позиция — это ответственность регионального правительства. К сожалению, она до сих пор не определена. Можно рассмотреть её исходя из логики сегодняшних возможностей региона. Их просматривается три:
- Радиоэлектронная промышленность. Прежде всего, из-за наличия специализированных кадровых ресурсов как наиболее затратного элемента бизнеса. Соответственно, в регионе сложился существенный производственный потенциал, дающий сегодня главный региональный продукт.
- Туристический кластер, основанный на множестве культурно-патриотических ценностей, исторически накопленных в регионе.
- Возможно, есть потенциал и у сельскохозяйственного кластера, но он требует углублённой технологической проработки, в которой автор не является специалистом.
- во-первых, в подсказке бизнесу развитости определённого отраслевого направления, наличия в регионе соответствующих инвестиционных возможностей, в первую очередь — квалифицированных кадров;
- во-вторых, в наличии среды, способствующей развитию бизнеса;
- в-третьих, создание среды для простоты коммуникации с совместными бизнесами. Имеется в виду использование регионального бренда компаниями, имеющими отношение к региону.
1. Назовём так «Палочка и кружочек, стилизованный, как считается, под букву «Р».



- Идентичность региона;
- Информационный посыл — возможно, главный культурный или экономический знак, указывающий на особенности региона;
- Визуальная запоминаемость, упрощающая использование знака (герба) совместно с другими информационными и рекламными применениями;
- Совместимость с региональной культурной наследственностью;
- Принадлежность к национальной, в данном случае, русской культуре;
- По возможности, сочетаемость с уже существующими брендами;
- Простота использования (чем проще знак, тем эффективнее его запоминание).
- На первом месте по идентичности стоит «воин с мечом». «Купола», без сомнения, занимают второе место — указание на Успенский собор Рязанского кремля. Знак «Р» не несёт информацию о регионе. Возможно, подразумевается первая буква названия города, но таких городов в России много. Если рассматривать международную составляющую, то «Р» вообще вводит в заблуждение потребителя, ибо в латинском написании это вообще не «Р».
- Что касается информационного смысла знака, без сомнения, выигрывают «купола». Знак «Р» вызывает множество юмористических толкований, начиная с перевёрнутой пушки и заканчивая стилизованными органами человека.
- Визуальная запоминаемость у всех знаков хорошая, но надо отметить разные механизмы данных посылов. Так, первый знак хорош простотой форм: круг и прямоугольник — известные и нейтральные фигуры. «Купола» привлекают внимание известной православной идентичностью. Воин с мечом хорош принятой в мире гербовой идентификацией местности и семейственности, а значит, исторической ценности.
- В разрезе отражения региональной культурной составляющей можно рассматривать только второй и третий знак, то есть «купола» и «воина». Для разных сегментов каждый из них имеют свои преимущества.
- Что касается акцентирования именно на русское культурное наследие, то первый знак вообще не совместим с такими понятиями. Для применяемости «купола» более практичны.
- Сочетаемость с сопутствующими объектами выше у «куполов» и буквы «Р». Но «купола» подразумевают применение и со специальными вторичными элементами брендовой линейки, что даёт им преимущества перед «Р».
- Простотой, конечно, превосходит всех знак «Р». На втором месте — «купола».
Исследовав процессы формирования территориального брендирования в Рязанском регионе, можно предложить некоторую методику (подход) к разработке или совершенствованию данного процесса.

Только в случае удовлетворения основного ожидания в предыдущем сегменте переходить к следующему. И так до тех пор, пока не будут согласованы понимания всех сегментов, участвующих в формировании Стратегии развития региона.
Основываясь на результатах голосования, можно сделать вывод, что необходимо пересмотреть принятый бренд «Р» и предложить региональному сообществу рассмотреть новый вариант. Возможно, базовым может быть знак с куполами.
* Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Учебное пособие, 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.
** Моторжин В.В. Практический маркетинг. Учебное пособие, Рязань: ЗАО "Центр маркетинга", 2007 - 249 с.
Метки: Владимир Моторжин, маркетинг, Российская гильдия маркетологов
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С
16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года
16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной
16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения
15.12.2025 09:34
В Рязанской области создадут комплексные центры по защите прав и интересов детей
12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»







