Подробности

Знание

Большая перемена

05.01.2011

Николай Булаев

Прошедший год в России был ознаменован существенными преобразованиями в самых значимых социальных сферах, в том числе образовательной.

Свою оценку происходящему в системе российского образования даёт депутат Государственной Думы РФ, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ Николай Булаев.

— Николай Иванович, как вы оцениваете проводимую реформу системы образования?
— То, что сегодня происходит в системе образования, правильнее называть модернизацией, а не реформированием. Мы не меняем систему в целом, а пытаемся понять, что нужно изменить таким образом, чтобы при самом малом вмешательстве достичь наилучшего результата. Модернизация затрагивает и школьное, и профессиональное образование по всем направлениям, от начального до высшего. Она многослойна и касается не только учебного процесса, но преобразует материальную базу, экономические отношения, законодательство. Для каждого направления поставлены свои задачи, которые объединены общей целью. При этом что-то изменяется в большей степени, что-то в меньшей. Так как в модернизацию вовлечён широкий круг людей — преподаватели, учащиеся, родители, — то не удивительно, что перемены воспринимаются тревожно.

— Насколько модернизация своевременна?
— Желание улучшить систему образования не ново. Если посмотреть вглубь истории, то мы не найдём ни одного периода, когда бы образование в той или иной степени не подвергалось модернизации, а иногда и очень серьёзному реформированию. Дело в том, что время выдвигает свои требования, на которые нужно адекватно реагировать. При этом мы должны понимать, что образование — одна из самых консервативных систем. Консерватизм в данном случае означает не отсутствие желания к переменам, а то, что любое действие, совершённое сегодня, даст эффект только через много лет. Если мы начинаем модернизацию в системе общего образования, то оценить преобразования можно по уровню подготовки тех детей, обучение которых началось вместе с нововведениями и только по итогам их обучения. То есть, через 10-11 лет. Так же и в вузе — уровень подготовки студента в результате модернизации будет ясен только на последнем курсе обучения.
— Легко ли приживаются нововведения?
— Система образования очень тяжело воспринимает то, что ей не вполне понятно. И в этом тоже заключается её консерватизм. Поэтому насильно здесь ничего не приживается. Но, с другой стороны, этот консерватизм можно назвать и преимуществом системы. Благодаря ему она сохраняет в себе всё лучшее.

— Николай Иванович, считаете ли вы, что современная отечественная система образования не отвечает потребностям времени?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, сможет ли система выпускать специалистов, которые найдут своё место в жизни, будут эффективно работать и создавать будущее государства. Эта формула справедлива для любой страны. Поэтому сегодня все государства уделяют особое внимание системе образования, тому, насколько она адекватна современному развитию науки, технологий, экономики. Если система образования не эффективна, то бессмысленно ждать профессиональных военных, учёных, хлеборобов и так далее. Мониторинг отечественного образования показывает, что в настоящий момент оно не удовлетворяет запросов ни государства, ни общества. Мы готовим не достаточное количество специалистов, не в тех направлениях, в которых нуждается экономика государства, при подготовке используем далеко не самые современные образовательные технологии. То есть существует объективная потребность в изменениях.

— Качество образования во многом определяет уровень преподавателей.
— Если говорить о качестве преподавания, то, конечно же, в целом оно желает оставлять лучшего. Имеющиеся проблемы связаны как с системой подготовки будущих преподавателей, так и с системой повышения их квалификации. Надо отметить, что на повышение качества преподавания сегодня выделяется немало средств. Но требуемый результат достигается с трудом. Дело в том, что не всегда по тем или иным причинам сами преподаватели заинтересованы в повышении своей квалификации.
— В чём, на ваш взгляд, заключается причина такого отношения и что может стать стимулом для преподавателя?
— Причины, как правило, субъективны. Кто-то уверен в непревзойдённости своих знаний, кто-то не видит смысла учиться дальше, так как это не отражается на уровне заработной платы. Думаю, во многом эта проблема решается за счёт грамотного введения новой системы оплаты труда. Преподаватель, ориентированный на максимальный результат своей работы, должен иметь возможность получать вознаграждение значительно большее, чем его коллега, не стремящийся идти в ногу со временем.

— Какая роль в модернизации системы образования отведена непосредственно образовательным учреждениям?
— От каждого учебного заведения зависит очень многое. В любом населённом пункте вы найдёте два совершенно разных дома, в которых живут очень похожие друг на друга семьи с одинаковым уровнем достатка и условиями проживания. Но один дом чистый и аккуратный, а другой запущенный и неухоженный. Так же и в любой школе, вузе. Уровень подготовки учащихся в большей степени определяется системой, сформированной внутри учебного заведения, тем, какой педагогический коллектив там работает. Например, сегодня образовательным учреждениям дана огромная свобода в части создания образовательных программ, и кто стремится реализоваться, тот это делает. Очень многое зависит от людей.

— Модернизация образования предполагает объединение, укрупнение образовательных учреждений. Военные училища Рязани уже прошли эту процедуру. Существуют ли подобные планы в отношении гражданских вузов?
— Модернизация российского образования — это не только объединение образовательных учреждений. Объединение — это всего лишь механизм для достижения поставленных целей. И если мы уверены, что для повышения качества образовательного процесса объединение необходимо, и если мы уверены, что оно не несёт разрушительных социальных последствий, то мы вправе предложить вариант объединения образовательных учреждений. Причём надо понимать, что правовые основания объединения образовательных учреждений общего и профессионального образования сильно отличаются друг от друга. Если мы говорим о высшем профессиональном образовании, то здесь основная роль в принятии решения отводится учредителю вуза (то есть отраслевым министерствам, в конечном счёте — правительству Российской Федерации) и учитывается позиция региональной власти. При этом говоря о гражданских вузах, сегодня нельзя не учитывать демографические тенденции: например, за последние три года уже резко сократился приём студентов на внебюджетные отделения государственных вузов и в негосударственные вузы (набор сокращается ежегодно на 20-40%), и приходится констатировать, что в ближайшие 10-15 лет количество выпускников одиннадцатых классов в России серьёзно не увеличится, а особенности высшей школы таковы, что качественный учебный процесс можно организовать лишь при определённом количестве студентов. Кроме этого, напомню, меняется закон «Об образовании», которым предполагается три вида высших учебных заведений — колледж, институт и университет. Соответственно, меняются и аккредитационные требования к вузам. Поэтому тот, кто смотрит не под ноги, а вперёд, причём не на один год, естественно, задумывается о том, каким образом необходимо действовать, чтобы при очередной аккредитации университет остался университетом, а не получил статус института или, например, колледжа.

— Николай Иванович, в рамках проводимых преобразований большое внимание уделяется материально-технической базе учебных заведений. Федеральная программа «Единой России» «500 бассейнов», координатором которой вы являетесь, вносит существенный вклад в создание новых условий для российских студентов. Расскажите о ходе её реализации.
— В 2010 году в рамках программы было построено пять бассейнов, расположенных в Хабаровске, в республике Тыва, Санкт-Петербурге, Воронеже и Рязани. В ходе пилотного проекта, который был выстроен в Рязани при софинансировании из трёх источников (50% выделено из федерального бюджета, 25% предоставил вуз и 25% было выделено из бюджета региона), опробована новая для России технология возведения чаши бассейна. Если раньше основным материалом служил бетон, то в бассейне Радиоуниверситета чаша выполнена из нержавеющей стали, что, по заверениям экспертов, гарантирует практически вечный срок эксплуатации. Кроме того, бассейн был построен в кратчайшие сроки — его возведение заняло около семи месяцев.
— Когда бассейн примет первых посетителей?
— В конце января.

— Каковы дальнейшие планы по реализации программы «500 бассейнов»?
— Опыт 2010 года показал хорошие результаты. На 2011 год запланировано возведение ещё 17 бассейнов в российских вузах. До реализации этой программы в России было чуть более 60 вузов, имеющих собственные бассейны. При сохранении темпов строительства за два года мы увеличим их количество почти на треть.

Светлана Максимова


Метки: Николай Булаев, образование, модернизация, РГРТУ, «Единая Россия»


Поиск

21.12.2024 09:15
В Рязани открылась выставка питерского художника Валерия Обедкова

20.12.2024 17:49
Рязанская РЭК утвердила повышение тарифа на перевозку пассажиров пригородными поездами

20.12.2024 15:30
В центре Рязани продаётся дом за 105 миллионов рублей

20.12.2024 14:44
Иван Бахилов избран главой Касимовского муниципального округа

20.12.2024 11:45
Количество смертей в Рязанской области в 2,6 раза превысило количество родившихся

20.12.2024 09:26
Названы самые высокооплачиваемые профессии в Рязанской области в 2024 году

19.12.2024 14:13
РЭСК заняла первое место в региональном этапе всероссийского конкурса

19.12.2024 13:26
Суд продлил Ирине Петиной содержание под стражей на 4 месяца

19.12.2024 10:44
Рязанские легальные таксисты заработали в 2024 году два миллиарда рублей

19.12.2024 10:12
Рязанский театр кукол рассказал детали предстоящего благоустройства территории

19.12.2024 09:17
В Рязанском театре драмы показали новогодние приключения пса Арахиса

18.12.2024 14:29
В Рязанский музыкальный театр заехали «Бременские музыканты»

18.12.2024 13:34
Рязанская НПК посвятила в нефтяники молодых сотрудников

18.12.2024 13:29
Бывшего вице-губернатора Рязанской области Игоря Грекова оставили под стражей

18.12.2024 12:41
Павел Малков предложил привести все маршрутки в Рязани к единому стилю

18.12.2024 10:57
В Варских хотят возвести индивидуальные, блокированные и малоэтажные многоквартирные дома

18.12.2024 10:43
В Рязанской области с начала года построено 330 тысяч квадратных метров жилья

18.12.2024 09:44
В Рязани территорию у театра кукол благоустроят за 119 миллионов рублей

17.12.2024 17:47
Под Рязанью продаётся дом за 99 миллионов рублей

17.12.2024 16:40
В Скопине для фармпроизводства запустили очистные сооружения

17.12.2024 13:12
Суд в Рязани перевёл под домашний арест подозреваемых в мошенничестве судебных приставов

17.12.2024 11:47
Кожа рязанского производства будет использоваться для салона нового седана Lada Aura

17.12.2024 09:58
Рязанский театр кукол представил новогодний спектакль «Морозко»

17.12.2024 09:27
В Рязанскую область прибыли новые школьные автобусы

16.12.2024 17:40
ГК «Зелёный сад»: наша забота – от двери подъезда

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31