В стиле техно |
07.06.2010 |
---|
О Кремниевой долине США отечественные учёные узнали примерно в восьмидесятых годах прошлого века благодаря журналу «Электроника», являвшемуся переводным изданием американского «Electronics».
Американский след
Вне сомнения, почерпнутая идея организации деятельности прикладной науки вдохновила в России многих, но отлёживаться ей пришлось три десятилетия, пока в ноябре прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев не предложил создать в нашей стране территорию с аналогичными функциями. Но если Кремниевая (Силиконовая) долина развивалась, по сути дела, с начала века (долгое время этот регион служил площадкой для исследований структур ВМС США), то в России инновационный центр намерены создавать практически с нуля.
Согласно подписанному в марте распоряжению президента, он будет строиться в подмосковном Сколково. Ранее этот населённый пункт в Одинцовском районе Московской области был известен Центром космической связи и престижной школой управления «Сколково», прозванной «школой олигархов». Теперь символ посёлка — Центр исследований и разработок, неофициально окрещённый «инноградом».
В конце мая 2010 года стало известно, что инновационный центр намерен профинансировать американский фонд частных инвестиций «Siguler Guf f» в размере $250 миллионов. На прошлой неделе о желании войти в число формальных соучредителей проекта заявила финская компания «Nokia», которая намерена открыть здесь центр, координирующий исследования в области разработки программного обеспечения. Правительство России озвучило сумму своих вложений в 60 миллиардов рублей.
20 мая в Москве состоялась встреча первого заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова, возглавляющего рабочую группу по созданию техноцентра, и членов генерального совета общественной организации «Деловая Россия». Речь шла о развитии инновационной инфраструктуры России в целом и Сколково в частности.
Инициатива правительства РФ нашла поддержку у бизнес-сообщества. Представители «Деловой России» выразили надежду, что в процессе организации инновационного центра одновременно будут решены хотя бы некоторые хронические проблемы. В частности, председатель организации Борис Титов высказал мнение, что запуск иннограда позволит перейти от управления инновациями в ручном режиме к более прогрессивному механизму, и тогда уже можно будет вести речь об их широком развитии. Прозвучало на встрече и предложение со стороны бизнеса — не стягивать все финансовые потоки в столицу, а перераспределить их между регионами.
Рязанский след
О результатах встречи бизнеса с Владиславом Сурковым (как известно, Владислав Юрьевич вырос в Скопине) и о том, какими путями может сегодня развиваться инновационная инфраструктура, мы беседуем с одним из участников прошедшего мероприятия — председателем рязанского отделения «Деловой России» Владимиром Моторжиным (который, кстати, также имеет скопинские штрихи в своей богатой биографии).
— Владимир Валентинович, всем ясно, что немногие региональные бизнесмены смогут вложиться в инновационный центр в Сколково, зато они вполне способны инвестировать в создание инноградов там, где работают. Это только один из доводов в пользу идеи основывать парки на территории всей страны, а видите ли вы и иные причины?
— Да, ведь дело тут не только в финансах. Достаточно вспомнить о том, что развитие экономики Советского Союза было связано с созданием специализированных зон для решения определённых задач. В Сарове работали ядерщики, в Дубне — энергетики, и в этих зонах до сих пор концентрируются учёные, что даёт определённую базу. Нельзя сбрасывать со счетов также российский менталитет. Американцы или европейцы готовы уехать на новое место, если им предложить лучшие условия или более интересную работу, а вот из наших университетских городков, как свидетельствуют данные соцопросов, готовы переехать менее 10% учёных, да и то, в основном, молодёжь.
Если же мы хотим сохранить в научном сообществе преемственность, следует помнить, что она возможна только при личном общении наставника и ученика. Не раз, встречаясь с учёными других стран, я слышал такое мнение: с западными деятелями науки разговаривать менее интересно, чем читать их работы, с российскими же учёными — наоборот, так как в официальные труды они вкладывают лишь часть того, что делают. Поэтому очень часто гости из-за рубежа, приезжая в Россию, стараются с нашими учёными именно общаться — это обогащает. От личных взаимоотношений зависит и практический успех инноваций. Нельзя переоценить связь учёного и бизнесмена, который будет внедрять новые технологии там, где они и были разработаны. Все эти факторы говорят о том, что создавать один технопарк на всю страну без дальнейшего расширения — бессмысленно. Однако сегодня у нас нет необходимой законодательной среды, чтобы появление техноцентров в регионах стало лёгким. Поэтому пока идёт подготовительная работа, целесообразно сделать хотя бы один центр в Сколково. Но о последующем развитии инноваций на территории всей России забывать нельзя, поскольку этот путь гораздо эффективнее.
— Какие пробелы законодательной базы наиболее болезненны?
— Во-первых, в области прав интеллектуальной собственности. Сам закон заработал только в прошлом году, пока нет никакой судебной практики, и большинство учёных опасаются за свои изобретения. Во-вторых, бизнесу нужна уверенность в том, что прибыль, полученная от внедрения инновации, будет оставлена в его деле и, соответственно, послужит его росту. Только тогда предприниматели будут заинтересованы в продвижении продукта интеллектуального труда. В-третьих, научные разработки всегда затратны, а потому бизнесу относиться к ним нужно как к экономическому процессу. Во всех этих направлениях законодательство пока не выстроено, есть только отдельные его элементы. Наконец, если внедрять небольшие разработки способен малый и средний бизнес, для крупных технологических проектов нужны большие инвестиции. У нас, если по-хорошему, нет механизмов привлечения средств в инновации — риски инвесторов очень и очень велики.
— В прошлом году появился проект «Единой России» «Национальная инновационная система», который предусматривает развитие инновационной среды в регионах. Как происходит включение субъектов федерации в этот проект?
— Анализируется, что сделано в конкретном регионе для развития инноваций. На этот процесс влияет много факторов — работа с выделением земли, финансами, документами, особенности деятельности чиновничьего аппарата. Если регион к восприятию готов, выстраивается система, которая предусматривает определённые элементы финансирования. Богатые регионы-доноры такие соглашения заключили, но как будут работать в этом направлении дотационные субъекты Российской Федерации, пока не совсем понятно.
— Рязанская область — как раз дотационный регион.
— И мы очень заинтересованы в том, чтобы он тоже включился в работу. В качестве положительного примера хочу привести соседнюю Владимирскую область: пару недель назад её губернатор подписал соглашение об участии в проекте, хотя, по сравнению с Рязанской областью, и промышленный, и научный потенциал этого региона слабее.
— Что же нам мешает?
— Рязанское отделение «Единой России» решение о присоединении к «Национальной инновационной системе» приняло сразу, а вот исполнительную власть что-то смущает. Однако природа не терпит пустоты: если техно-центр не будет создан у нас, он возникнет где-то поблизости, и в этом случае преимущества региона могут быть утрачены.
— А какие факторы, на ваш взгляд, говорят о значимом потенциале Рязанской области?
— У нас достаточно хорошо развиты радиоэлектроника и машиностроение. Мы возлагаем большие надежды на кластер, в котором действует радиоуниверситет, приборный завод, завод «Красное знамя», НИИ «Плазма» — это и научные, и производственные мощности. Вокруг них и должны собираться небольшие предприятия, ведущие научные разработки. Требуется лишь создать нужную инфраструктуру — тот самый региональный технопарк. Ещё одно перспективное направление — разработки в агропромышленном комплексе. У нас есть крупный профильный вуз, ещё остались прикладные институты, такие как научно-исследовательский институт коневодства и институт пчеловодства академии сельскохозяйственных наук. Плюс к тому, в этом секторе существует сильная финансовая среда — специализированный банк с широкой филиальной сетью.
— Огромную роль в развитии инновационной инфраструктуры отводят частным инвестициям. Возвращаясь к Сколково, — крупных инвесторов там пока негусто. Что можно сделать для активизации процесса?
— Так как Россию в настоящий момент нельзя назвать инвестиционно привлекательной территорией, государство должно помогать как иностранным, так и отечественным компаниям, желающим вложить средства в этот сегмент экономики, скорее всего, это вопрос преференций. Кроме того, пока не хватает проектов, а для инвесторов нужно хорошее предложение. Некоторые идеи поступили от Российского союза промышленников и предпринимателей, однако предложенные ими проекты крупные предприятия могут воплощать в жизнь самостоятельно, без инновационных центров. Наша цель — дать возможность развиваться заинтересованному в инновациях среднему бизнесу, которому не обойтись без помощи государства. В «Деловой России» в результате встречи с Владиславом Сурковым была сформирована специализированная комиссия, взаимодействующая с рабочей группой по созданию иннограда в Сколково. Региональные отделения будут работать с научным сообществом, искать специалистов, которые могли бы реализовать свои проекты в этом центре.
Валерий Говорунов, директор компании «РязаньЭнергоПроект»
— Мнение о том, может ли российская экономика стать инновационной, я составил уже много лет назад — да, может, но только при том условии, что со стороны государства этому будет уделяться должное внимание. Хочу отметить, что сегодняшние проблемы заключаются не только в отсутствии финансирования — это только один из многих факторов, мешающих инновациям развиваться. Научный потенциал у нас огромный в самых разных отраслях, но ему трудно себя реализовать. Взять, к примеру, космические технологии. Тридцать лет назад в нашей стране был построен челнок, который превосходит все существующие и по сей день, но он так и не был запущен. Сегодняшнему бизнесу, внедряющему инновации, требуется чёткая поддержка государства. На строящийся инноград определённые надежды есть, но, на мой взгляд, чиновники вполне могут спустить всё на тормозах, так и не реализовав задуманное. Если говорить о представителях власти, то им наши разработки неинтересны. Они гораздо охотнее поедут знакомиться с достижениями науки и техники в Париж, чем, к примеру, в Новосибирск, — с таким явлением я сталкивался ещё в советское время.
Игорь Бубликов, предприниматель
— Честно говоря, все эти разговоры об инновациях, строительстве техно-центров и тому подобные внушают большие сомнения. Всем известно, как в нашей стране реализуются масштабные проекты — до цели доходят куда меньшие суммы, чем были заявлены. Поэтому не так уж важно, что развивать — инновации ли, сельское хозяйство или строительство...
Василий Лактюшкин, директор компании «Резонанс сервис»
— Думаю, из-за высоких налогов развитие вообще чего бы то ни было, а уж тем более инновационного бизнеса, весьма проблематично. Сужу по своему делу — налоги только растут. Нужно облегчить финансовое бремя предпринимателей, и тогда уже можно будет говорить о перспективах новых направлений.
Константин Воробьёв, предприниматель
— Производственные мощности России, доставшиеся сегодняшней стране в наследство от Советского Союза, направлены, главным образом, на обеспечение нужд военного комплекса. Линии заводов в большинстве своём сильно устарели — и морально, и физически, а новых, прогрессивных производств не так много. Существующий потенциал не подойдёт для того, чтобы изготавливать современное оборудование и приборы. Если уж говорить о развитии инноваций, нужно наибольшее внимание уделять не научной деятельности, которая в России и так всегда была на высоте, а дальнейшей судьбе изобретений. Если государство хочет помочь, оно должно работать над увеличением инвестиционной привлекательности. О реальных шагах в этом направлении пока не слышно, в отличие от громких слов о создании в будущем специальных зон для инновационных компаний.
Метки: инновации, инвестиции, Владимир Моторжин, «Деловая Россия», «Единая Россия», Владислав Сурков
04.01.2025 12:38
Рязанцев ждут на новогодних мероприятиях 4 января
03.01.2025 12:55
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия 3 января
02.01.2025 08:48
Рязанцев 2 января ждут на новогодних мероприятиях
31.12.2024 09:24
В Рязанском драмтеатре состоялась предпремьера новогоднего спектакля для взрослой аудитории «Джек»
30.12.2024 10:30
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия
04.01.2025 20:03
Рязанец рассказал о ситуации на пляжах Анапы из-за загрязнения мазутом
04.01.2025 19:48
Бастрыкин потребовал доложить о расследовании смерти новорождённой в рязанском медучреждении
04.01.2025 15:47
В небе над Рязанью ожидаются интересные явления
04.01.2025 15:27
Рязанцам 5 января обещают снег
04.01.2025 15:08
В Солотче под Рязанью заметили зловонный ручей
04.01.2025 14:07
На подъезде к Рязани собирается пробка из-за ДТП
04.01.2025 13:07
В Рязани заметили первое в новом году солнечное гало
04.01.2025 11:52
Организаторы «Гонки чемпионов» под Рязанью перепутали лыжников и биатлонистов
04.01.2025 11:30
Лыжник Александр Большунов снялся с «Гонки чемпионов»
04.01.2025 10:54
Под Рязанью 4 января стартует «Гонка чемпионов»
04.01.2025 10:26
Дмитрий Губерниев оценил состояние тротуаров в Рязани
04.01.2025 10:13
На дороге из Рязани в Касимов произошло несколько ДТП
04.01.2025 09:55
В Рязани немного похолодает
03.01.2025 19:26
Cервис «Яндекс Карты» обязали убрать с карт рязанский нефтезавод
03.01.2025 17:10
В Рязани разоблачили чиновников, устроивших дорогостоящий корпоратив
03.01.2025 16:14
В трагическом ДТП под Рязанью погибли два человека, семеро пострадали
03.01.2025 16:02
В Рязани будут толкать ядро
03.01.2025 15:36
Рязанцы сообщили о подорожании бензина
03.01.2025 14:30
Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев анонсировал проверку тротуаров в Рязани
03.01.2025 14:16
В предстоящую неделю рязанцам пообещали температурные качели