Подробности

Регион

Полгода рязанские дорожники за мзду гробили федеральную трассу

02.11.2012

Контролёры на Турлатовском посту «заработали» всего-то ничего — 16 тысяч рублей. А ущерб рязанским дорогам посчитать пока никто не берется. Фото: Ивана Вислова

Стационарные посты весового контроля были созданы с одной благородной целью — сохранять федеральные автомобильные дороги от разрушения.

Суть их работы в следующем. Сотрудники поста выявляют факты незаконного проезда по трассе машин, масса которых превышает все допустимые нормы. Как правило, это касается большегрузных автомобилей. Не секрет: чем больше давление на дорожное покрытие, тем сильнее разрушение. Поэтому, если сотрудники поста при взвешивании обнаруживают перегруз, то обязывают водителя или устранить нарушение, или платить штраф…
Именно на этом и зарабатывала преступная группа, состоявшая как раз из сотрудников СПВК, расположенного в поселке Турлатово.

«Работаем на себя»
В 2002 году рязанские стационарные посты находились в ведении Федерального управления автомобильных дорог, которое находится в Пензе. А через несколько лет сначала постановлением Правительства России, а затем и особым распоряжением на уровне федеральных министерств было велено передать все посты транспортной инспекции.

Услышав такую весть, начальник поста инспектор Шорохов (фамилия изменена) без всяких документов сообщил своим подчиненным: «Все, скоро нас переведут, поэтому начинаем работать на себя». Из десяти человек, работавших в тот момент на турлатовском посту, его поддержали пятеро. Он тут же связался с сотрудниками одной из организаций, условно назовем ее «Рязаньпесок»:
— Все ваши фуры ходят с перегрузом, поэтому давайте договоримся: либо вы будете постоянно платить штрафы, либо за прохождение каждой машины всего 100 рублей.

Здесь надо заметить, что сыпучий груз очень сложно равномерно распределить по кузову, поэтому на какой-то оси наверняка будет перегруз. А штрафы выписываются очень большие: предполагается, что нарушитель разрушает весь этот участок дороги — от места загрузки до конечной точки.
Стоит ли говорить, что продавцов устроил второй вариант? Менеджеры организации быстро составили список всех своих машин, проходящих через пост, и вручили его Шорохову.
— Значит так, машины из этого списка не останавливать, а пропускать, — распорядился начальник поста. — Номера только сверьте, и пусть едут с добром. Просчитывайте количество.

— В конце месяца он звонил в эту организацию и говорил, что за это время прошло, например, 50 машин, и будьте любезны рассчитаться, — рассказала «Комсомолке» заместитель начальника отдела СЧ СУ УМВД России по Рязанской области Надежда Авдеева. — Деньгами он делился со своими сообщниками.
— Но на посту работали и другие сотрудники, — продолжает Надежда Викторовна. — Они также отмечали эти машины из списка, не останавливали их, но и денег не получали, так как с ними никаких договоренностей не было. Просто: начальник сказал — ты делай. Они создавали акты и передавали ему. Он же все бумаги уничтожал.

Обижались, но от денег не отказывались
Но начальник — не дурак. Он понимал, что его подчиненные помечали только машины из списка. Но с перегрузами ведь ходили и от других организаций. Компаньоны их тормозили и так же брали с них деньги, но только уже себе.
— Ребят, ну что же вы делаете? — возмутился как-то Шорохов. — Я вам схему эту придумал, вы тут денежку зарабатываете, семьи свои кормите... Берете с машин вне списка по сотне — и 50 процентов мне!

Вот так и работали около полугода. Когда какая-нибудь машина проезжает по платформе — грузоподъемному модулю, специальные датчики фиксируют ее скорость, нагрузку на каждую ось, расстояние между осями и общую массу. У контролера есть время не спеша выйти из кабинета и остановить грузовик.

— Ты зачем дорогу уродуешь?! — кричит постовой водителю. На этом этапе они хорошо знали и исполняли свои должностные инструкции. — Штраф придется платить.
— Какой штраф?! Я из госорганизации, мне никто ничего не сказал, — пытается улизнуть от цепкого постового водитель.

Пока работяга оправдывается, контролер молча вводит в компьютер все данные, и умная машина рассчитывает штраф — 8 тысяч рублей. Не хочешь штраф? Давай 300 рублей и поезжай с миром. Кто знал таксу — платил 100 рублей, кто был не в курсе — отдавал, сколько скажут. Иногда торговались.
Но отметим, это был самый дешевый пост в Рязани. На всех остальных СПВК брали по 500 рублей. Все водители об этом знали и старались держать путь через шороховский. В итоге в месяц через этот пункт проходили от 50 до 100 машин, и это только из списка. Сколько было внесписочных — подсчитать невозможно.

Деньги передавали или в документах, или через рукопожатия, а в конце рабочего дня вся сумма складывалась под клавиатурой компьютера. Все знали, что там лежат деньги для начальника, и никто их оттуда не брал. На этой почве у подельников вскоре начались разногласия. Все видели: кто-то получает больше, кто-то — меньше...
Когда кое-кто сообщников вдруг стал возмущаться, дескать, что это за произвол, то Шорохов вообще оставил их на месяц без «премии». Коллеги обиделись, но... продолжили отмечать машины из списка. Надеялись, что в следующем месяце босс смилостивится и все выплатит.

На адвокатов потратились больше, чем «заработали»
По версии следствия, за период с ноября 2009 года по март 2010 года группировка совершила 42 особо тяжких преступления и «заработала»… около 16 тысяч рублей.
— Водители очень активно сотрудничали со следствием, — рассказывает Надежда Викторовна. — Дела как раз и возбуждались по их заявлениям.

Но сами обвиняемые свою вину не признают до сих пор. Отказываются от очевидного: расписок, видеодоказательств... Молчат, предоставляя всю работу адвокатам. Кстати, по словам дорожников, на защитников они потратили уже гораздо больше, чем «заработали».
Уникальность же этого дела состоит в том, что в России крайне редко доходят до суда дела по коммерческому подкупу, а именно это инкриминируют членам группировки. Очень сложно доказать причиненный ущерб, но рязанским следователям это удалось.

Согласно закону, взятка считается оконченной с момента получения хотя бы части денег либо какого-то другого вознаграждения за оказание определенных услуг. Не важно — законных или незаконных. А вот коммерческий подкуп очень хитро изложен нашими законотворцами. Люди берут деньги, казалось бы — оконченный состав, но следователям нужно доказать, что кому-то причинен ущерб. В данном случае это удалось: следователи считают, что дорожники причинили ущерб не только водителям, с которых требовали деньги, но и репутации фирмы «Рязаньпесок».

Сейчас все фигуранты дела ждут начала судебных заседаний. Кто-то из группировки ушел на пенсию, а кто-то продолжает «биться» за сохранение рязанских дорог. Кстати, о дорогах. В правоохранительных органах нам сообщили, что турлатовский СПВК так и работает без какого-то конкретного подчинения. Контролеры, простите за тавтологию, мало что контролируют и все больше исполняют роль охранников. Охранников поста.

Комментарий министра
Министр транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Шаукат Ахметов:


«Штрафовать водителей будет автомат»
Весовой и габаритный контроль в Рязанской области, с функциями взвешивания транспортных средств, осуществляется: на федеральных автомобильных дорогах — Ространснадзором и Госавтоинспекцией; на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Рязанской области — Ространснадзором в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке и Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков.

Для законного проезда тяжеловесного автотранспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Рязанской области перевозчиками в Минтрансе Рязанской области оформляются специальные разрешения, и возмещается ущерб, наносимый автомобильным дорогам при таком проезде.

Более чем в два раза по сравнению с 2010 годом увеличилось поступление денег за возмещение вреда, зачисляемых в бюджет Рязанской области.
Так, сумма возмещения ущерба, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, составила за 2010 год — 2 669 047,12 рублей; за 2011 год — 5 474 235,87 рублей; за 9 месяцев 2012 года — 2 362 983,33 рублей.

Плата зачисляется в региональный бюджет, администратором доходов по данному КБК является Минтранс Рязанской области. Эти средства имеют целевой характер — являются доходной частью формирования Дорожного фонда Рязанской области и идут на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

Конечно, вопрос коррупционной составляющей при осуществлении весового контроля до конца не устранен. Пока нет возможности точного определения количества тяжеловесного автотранспорта прошедшего весовой контроль, а у прошедшего его выявленный перегруз. Над работой таких постов весового контроля нужен еще дополнительный контроль. Поэтому мы хотим сейчас полностью автоматизировать систему весового контроля. Изучаем возможности в рамках действующих законов установки на дорогах систем и датчиков, которые в автоматическом режиме фиксировали бы перегруз, марку и государственный регистрационный номер автомобиля, и готовили документ для предъявления штрафов.

В настоящее время нам нужно еще три передвижных поста весового контроля (один имеется у Госавтоинспекции, один — у нас), чтобы перекрывать контролем пять основных дорог одновременно. Беда в чем? Мы только установим весы, как перевозчики сразу друг друга предупреждают об этом. В итоге водители или стоят и ждут, когда будет снят пункт контроля, или ищут пути объезда.

Александр Ефанов



Метки: дороги, Шаукат Ахметов, коррупция


Поиск

12:55
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия 3 января

02.01.2025 08:48
Рязанцев 2 января ждут на новогодних мероприятиях

31.12.2024 09:24
В Рязанском драмтеатре состоялась предпремьера новогоднего спектакля для взрослой аудитории «Джек»

30.12.2024 10:30
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия

28.12.2024 17:43
В Рязанской области установили допустимую долю привлечения мигрантов к работе в 2025 году

28.12.2024 17:12
Рязанская область ускорила рост в общероссийском рейтинге качества жизни

28.12.2024 14:21
В Рязани стоимость проезда в маршрутках повысится до 40 рублей

28.12.2024 11:54
Рязани удалось снизить стоимость обслуживания муниципального долга на 72 миллиона рублей

27.12.2024 17:55
Главой администрации Скопинского района назначен Михаил Ромодин

27.12.2024 16:48
Новое здание школы №28 в Рязани возведут на месте двух старых корпусов

15:36
Рязанцы сообщили о подорожании бензина

14:30
Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев анонсировал проверку тротуаров в Рязани

14:16
В предстоящую неделю рязанцам пообещали температурные качели

13:46
Ночью рязанцы могут увидеть метеорный поток Квадрантиды

13:31
Под Рязанью произошло смертельное ДТП с несколькими погибшими

13:19
Мусоровозы объезжают контейнерные площадки Рязани каждые три часа

12:00
Школьников в Рязанской области начнут обучать тракторному делу

11:22
В Рязани выступит комик Кирилл Мазур

11:11
Трагический пожар в Сасово попал на видео

10:32
Президент РФ Владимир Путин наградил многодетную рязанку

09:48
В Рязанской области произошёл смертельный пожар

02.01.2025 20:54
В рязанском регионе сохранятся сильные порывы ветра

02.01.2025 19:58
В Нижнем горпарке в Рязани завершают монтаж нового детского комплекса

02.01.2025 17:13
В Рязани побит температурный рекорд 2 января

02.01.2025 13:00
В рязанской БСМП для участников СВО устроили концерт

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Январь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31